ИГУ - Новости - Финал Национальной технологической олимпиады Финал Национальной технологической олимпиады
/ru/news/2025/details/news-id2025march17technoolimpNTO
Финал Национальной технологической олимпиады
17 марта 2025
photo_5379738450443498214_y

В Доме молодежи Иркутской области 14 марта прошел финал Национальной технологической олимпиады по профилю «Технологии дополненной реальности», главным организатором которого является ИГУ. В финале приняли участие 50 талантливых школьников из различных уголков России. В рамках Олимпиады участникам предстояло решить реальные инженерные задачи, такие как создание цифровых аватаров известных ученых Иркутского университета для музея Байкала. Эти аватары будут способны вести диалоги и отвечать на вопросы посетителей музея.

Национальная технологическая олимпиада представляет собой первые командные инженерные соревнования для школьников и студентов по различным технологическим направлениям. Финальные этапы проходят на различных площадках по всей стране. Иркутск принимает площадку «Технологии дополненной реальности» с 2019 года. На протяжении 5 лет финал олимпиады проходил при поддержке ИГУ, но в прошлом году профиль перенесли в НИУ ВШЭ в Нижний Новгород. Сейчас профиль вновь вернулся в Иркутск.

Участников финала приветствовали заместитель председателя правительства Иркутской области Георгий Кузьмин, министр по молодежной политике Иркутской области Маргарита Цыганова, проректор по молодежной политике и воспитательной деятельности ИГУ Александр Манзула. 

Победители Олимпиады:

  • Ярослав Афанасьев (команда «ARTeam_PSh_MaGN_V2», Магнитогорск)
  • Даниил Иноземцев (команда «RTX», Санкт-Петербург)
  • Александр Серебряков (команда «RTX», Санкт-Петербург)
  • Владимир Пышкин (команда «ARTeam_PSh_MaGN_V2», Магнитогорск)

Призёры:

  • Дмитрий Андреев (команда «AR-инструкторы», Кемерово)
  • Владислав Мошкунов (команда «ARTeam_PSh_MaGN_V2», Магнитогорск)
  • Ара Фероян (команда «Artratoria», Челябинск)
  • Егор Скоробогатский (команда «Варлик», Волжский)
  • Даниил Головко (команда «RTX», Санкт-Петербург)
  • Полина Шарипова (команда «Сбежавшие из реальности», село Пивовариха, Иркутская область)
  • Богдан Белый (команда «AR-инструкторы», Новосибирск)
  • Дмитрий Рыбка (команда «RTX», Санкт-Петербург)

Команда-победитель: «ARTeam_PSh_MaGN_V2» (Магнитогорск):

  • Ярослав Афанасьев
  • Владимир Пышкин 
  • Владислав Мошкунов

Владимир Пышкин:

Олимпиада оставила большое количество положительных впечатлений. Здесь я успел познакомиться с многими ребятами из разных городов, приобрел бесценный опыт работы в команде. Благодаря НТО я смог переосмыслить свои силы, понять, в каком направлении мне нужно двигаться.

Анна Балахчи, кандидат физико-математических наук, и.о. заведующего кафедрой естественнонаучных дисциплин ФБКИ ИГУ, разработчик задач профиля ответила на несколько наших вопросов:

– Какую ключевую роль сыграл Иркутский государственный университет в организации и проведении Национальной технологической олимпиады, и почему именно ИГУ стал главным организатором этого события?

Сотрудники и студенты ИГУ участвовали в разработке образовательной программы, задач первого, второго этапов и финала олимпиады Национальной технологической олимпиады. Среди разработчиков задач есть два магистранта - Полина Паткина и Дмитрий Лукашевский, которые ранее сами принимали участие в отборочных мероприятиях НТО по данному профилю в 2020 году. Иркутск и Иркутская область, Иркутский государственный университет обладают значительным научным потенциалом, что позволяет рассматривать их как центры научно-исследовательской деятельности, развития технологий и образования. Являясь таким центром, город, область и университет должны заявлять о себе на всю страну, что мы и делаем через свой профиль, через олимпиаду. Эта олимпиада привлекает внимание к ИГУ не только участников, ее задачи решаются в течение года на самых различных мероприятиях для школьников. Это интересные инженерные задачи, привлекает и формат решения – работа в команде.

– Что вдохновило вас на разработку заданий для профиля «Технологии дополненной реальности»?

 Человечество всегда мечтало о создании альтернативной реальности. Согласитесь, здорово дополнить мир чем-то интересным, красивым или полезным, как в случае задачи этого года? В этом году ребята разрабатывали цифровых авторов ученых: создавали компьютерные модели реальных ученых ИГУ, разрабатывали базу знаний для обучения большой языковой модели - чтобы аватар не только мог воспроизводить предзаданный текст, но и разумно отвечал на вопросы пользователей такого сервиса. Где это можно использовать? Например, на выставках, на конференциях, можно таким образом оформить холл университета и т.д.

– Какой опыт или знания необходимы школьникам для успешного выполнения ваших заданий?

НТО – командная олимпиада. Каждый в команде обладает определенными компетенциями и выполняет свою роль. В этом году роли распределись следующим образом: это 3Д-дизайнер. Он разрабатывал и анимировал модель аватара ученого, а также модели оборудования и сцену действия ученого. Вторая роль - это специалист по обучению ИИ - собирал базу знаний, строил модель ИИ-агента; специалист по дополненной реальности отвечал за конвергенцию цифровых объектов и реального мира; веб-мастер объединял на веб-сервисе все модули данной системы. На работу у ребят было всего два дня. Очень многое в данном случае зависело от слаженности работы всех членов команды.

– Каковы были самые интересные и необычные решения, предложенные участниками?

 Сложно назвать самые интересные решения, так как сценарий задан. С технической точки зрения, мы смотрели насколько полнофункциональной и корректно работающей получается система. Именно такое решение и получила команда победитель – ребята из Магнитогорска. Но, например, на втором месте оказалась команда RTX (Санкт-Петербург), которая очень качественно проработала трехмерные модели – в этом они превзошли всех.



 

Управление информационной политики ИГУ
Телефон: 521-971