В юбилейный год Великой Победы мы вспоминаем защитников Родины, судьбы которых связаны с ИГУ.
Многие из них воевали на Забайкальском фронте против японских захватчиков.
Сегодня, 3 сентября, страны – участники Второй мировой войны отмечают ее окончание, которое стало возможным только после капитуляции милитаристской Японии. Именно к этой дате мы приурочили нашу публикацию о некоторых из множества фронтовиков-преподавателей ИГУ, принесших стране и всему миру победу над милитаристской Японией.
Алексей Илларионович Беседин, преподаватель кафедры истории КПСС
Годы работы в ИГУ: 1954–2004
Награды: орден Отечественной войны II степени; медаль «За победу над Японией»
В годы Великой Отечественной войны ушел служить в ряды Красной Армии. Военную службу проходил с 10 февраля 1942 года по 1 февраля 1946 года на сержантских должностях в стрелковой и пулемётной ротах, в отдельном учебном батальоне и противотанковой батарее 644-го стрелкового полка 210-й стрелковой дивизии Забайкальского фронта. В августе 1945 года принимал участие в боях по разгрому японских милитаристов. Получил контузию и ранение в ногу. После излечения в госпиталях был демобилизован из рядов Советской Армии.
Преподавал на историческом факультете ИГУ.
Александр Петрович Горбунов, доцент кафедры журналистики
Годы работы в ИГУ: 1956–2002
Награды: орден Отечественной войны II степени; медали «За боевые заслуrи»,
«За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 rr.»,
«За победу над Японией»
В январе 1943 года, еще семнадцатилетним – 18 исполнялось в ноябре – Александр Горбунов, как и многие его ровесники двадцать пятого года рождения, принял военную присягу и отправился на Забайкальский фронт, где нет войны, но холодно и голодно, в землянках пусто, кадровые военные массово отправлены на Сталинградский фронт. Мобилизованное молодое пополнение в течение нескольких месяцев осваивает военные премудрости: учится стрелять, копать окопы, совершать лыжные марш-броски с полной выкладкой, учатся преодолевать водные преграды, в противогазах отражать химические атаки противника. Позже эти ребята форсировали бурную Аргунь в составе пулеметного батальона 103 стрелковой дивизии, освобождая от японских оккупантов Хинган, земли дружественного Китая.
Александр Горбунов:
В любой момент, даже не в бою, могла прилететь пуля или нож самурая.
Михаил Адамович Корзун, заведующий кафедрой почвоведения, декан факультета
Годы работы в ИГУ: 1953–1987
Награды: орден Отечественной войны II степени; медаль «За победу над Японией»
В 20 лет Михаил Корзун вместе со своим другом был направлен на службу на восток нашей Родины. Попал он в 382-ой артиллерийский зенитный батальон.
Михаил Корзун:
Жили в сырых землянках, спали на земляных нарах. Грунт там, вы знаете, твердый, поэтому «кровати» не осыпались. И матрацы были не мягче. Их мы набивали травой перекати-поле». Подъем в 6 часов, обязательные восьмичасовые занятия, повседневная работа по охране штаба – и всего 15 свободных минут перед сном, которых хватало лишь на то, чтобы пришить свежий подворотничок. 4 года тянулись однообразные, трудные солдатские будни.
Когда развязались военные действия с Японией, часть, в которой служил М. А. Корзун, была направлена к Порт-Артуру. В трудных условиях приходилось им преодолевать пустыню Гоби, форсировать Хинган. Нестерпимый зной, усталость, бессонные ночи изнуряли солдат.
Михаил Корзун:
При вступлении в Китай мы были поражены жалкой нищетой его жителей. Голодные, грязные, оборванные, они радушно принимали русских солдат. А мы делились с ними последним. Пожилые солдаты, истосковавшись по своим детям, кормили маленьких ребятишек.
На пути в Порт-Артур артиллерийский расчет, в котором находился М. А. Корзун, сбил японского разведчика, за что был удостоен благодарности командования. После разгрома Квантунской армии Михаил Корзун вернулся на родину и до ноября 1946 года служил в армии, затем демобилизовался в Иркутск.
Василий Васильевич Силява, заведующий кафедрой физического воспитания
Годы работы в ИГУ: 1946–1956
Награды: ордена Отечественной войны II степени, Богдана Хмельницкого III степени, Отечественной войны I степени; медали «За освобождение Праги», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945», «За победу над Японией»
Василий Силява закончил Московский Центральный институт физической культуры в 1941 году.
Руководя физической подготовкой бойцов 25-й запасной бригады в военных лагерях под Казанью, он неоднократно обращался с просьбой отправить его в действующую армию, на передовую. С января 1942 года он уже участвовал в боях. В ходе войны Василий был дважды тяжело ранен, а после госпиталя вновь возвращался на фронт.
За храбрость и мужество, проявленные в боях по освобождению Брно, благородство и умелые действия по сохранению бесценного исторического памятника культуры города Василий Васильевич Силява по инициативе настоятеля местного собора и широкой общественности занесён в список почётных граждан города.
Позже офицер Василий Силява воевал в составе войск Забайкальского фронта против японских милитаристов на территории Маньчжурии. В августе 1945 года в условиях обжигающе горячей пустыни Гоби, нехватки воды, перебоев со снабжением, батальон, ведомый боевым офицером В. В. Силявой, успешно совершил переход и выполнил поставленную боевую задачу. После окончания второй мировой войны отважный воин стал преподавателем Иркутского государственного университета.
Ростислав Иванович Смирнов, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы
Годы работы в ИГУ: 1959–1990-е
Призван студентом 2-го курса
Награды: орден Отечественной войны II степени и медаль «За победу над Японией»
Ростислав Смирнов:
В августе 1941 года… призвали меня в армию. К этому времени я был на 2 курсе Иркутского госуниверситета.
Весть о капитуляции Германии пришла к нам в ночь с 8 на 9 мая 1945 года. Трудно пересказать, что происходило среди личного состава. Радость… это единственное. Но каждый понимал, что за нами слово еще впереди. Квантунская армия не разбита.
Полку, в котором я прошел всю войну, было присвоено наименование Хинганского. И мне вспоминаются те дни, когда полк преодолевал этот хребет.
Фронт быстро продвигался на восток. Имея накопленный на западном фронте опыт войны, наша армия успешно громила врага. И вот настал тот день, когда был подписан акт о капитуляции Японии. Это было 2 сентября 1945 года.
Василий Андреевич Карпов, доцент кафедры истории КПСС
Годы работы в ИГУ: 1974–1988
Награды: орден Отечественной войны II степени и медаль «За победу над Японией»
Василий Карпов:
19 января 1943 года я в числе восьмидесяти призывников ушел в армию. Службу начал в Забайкалье в составе 12-й Воздушной Армии. В августе, окончив спецкурс, получил специальность радиста и электромеханика-шофера. Был включен в состав экипажа радиостанции 11-АК. Терпеливо переносили трудности воинской жизни. Особенно нас мучило плохое питание и нехватка теплой одежды. Был случай, когда мы с напарником, чтобы восстановить связь с другим отделением, за два неполных дня прошагали сто двадцать километров по знойной степи без воды и пищи.
В августе 1945 года Советский союз вступил в войну с Японией, и наша рота, форсировав реку Аргунь, двинулась в глубь вражеской территории.
Непрерывные дожди, грязь, размытые дороги задерживали наше движение вперед. Нередко нашу колонну автомашин обстреливали из пулеметов.
С огромным дружелюбием и радостью встречали наши войска китайцы. Они радовались освобождению от японской оккупации.
Весть о безоговорочной капитуляции Японии – 3 сентября 1945 года – застала нас в китайском городе Цицикар.
Источник – книга «Подвиг во имя Родины», недавно выпущенная издательством Иркутского государственного университета.
#НаучныйПолк