Школьникам Иркутска и Иркутской области представилась возможность попробовать себя в разных профессиях. Для этого работниками университета были разработаны профессиональные пробы в рамках участия в федеральном профориентационном проекте «Билет в будущее».
«Монтажник РЭА: собираем мигалку»
Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов (РЭА) — это специалист, который собирает воедино электронные схемы, превращая россыпь деталей в работающее устройство. Он читает схемы, устанавливает компоненты на печатные платы и соединяет их с помощью пайки. Благодаря его точной и аккуратной работе создаются все электронные гаджеты, от простого фонарика до сложнейших систем управления. В ходе профессиональной пробы, у обучающихся была возможность познакомиться с профессией монтажника РЭА, освоить базовые навыки пайки и собрать свое первое динамическое электронное устройство - мультивибратор. Разработчик профессиональной пробы - начальник отдела технической поддержки компьютерного оборудования ЦНИТ ИГУ Евгений Тютрин.
«Веб-программист: создаем первую интерактивную игру»
Веб-программист (или веб-разработчик) — это специалист, который создает веб-сайты и веб-приложения. Он пишет код, который определяет, как сайт будет выглядеть (Front-end) и как он будет работать (Back-end). В ходе профессиональной пробы, обучающие создают игру «Поймай крота» — это миниатюрная версия реальной задачи Front-end разработчика. Специалисты ежедневно создают интерактивные элементы: всплывающие окна, анимированные кнопки, онлайн-калькуляторы, тесты и викторины. Данная проба использует те же три фундаментальные технологии (HTML, CSS, JavaScript), что и для создания любого современного сайта.
Разработчик профессиональной пробы - ведущий программист ЦНИТ ИГУ Иван Добринец.
«Университет будущего»
Преподаватель в университете – это многогранная профессия, сочетающая в себе роль педагога, ученого, наставника и исследователя. Цели профессиональной пробы - оценить интерес к профессии преподавателя университета и продемонстрировать возможности университета - показать, какие ресурсы и возможности предоставляет университет для развития преподавателей и проведения научных исследований. Ребятам необходимо было придумать концепцию университета будущего по блокам: инфраструктура, образовательная процесс, исследовательская деятельность, социальная роль университета. Разработчики профессиональной пробы – ответственный секретарь Центральной приемной комиссии Дарья Баева и заместитель ответственного секретаря Центральной приемной комиссии Антон Труханов.
«Учебный физический эксперимент по молекулярной физике и термодинамике»
Физика – наука экспериментальная. Правильная постановка физического эксперимента и корректная интерпретация его результатов позволяет лучше усвоить и доступнее объяснить большинство физических законов. В рамках профессиональной пробы обучающиеся наблюдали серию демонстрационных физических экспериментов по молекулярной физике и термодинамике и самостоятельно выполняли лабораторный и демонстрационный эксперимент. Разработчик профессиональной пробы - кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики Педагогического института Алексей Моисеев.
«Лектор (экскурсовод)»
Экскурсовод — это специалист в сфере культуры и туризма, профессионально занимающийся проведением экскурсий для различных категорий населения. Основная задача экскурсовода заключается в том, чтобы в увлекательной форме представить исторические, культурные, природные и социальные явления, сделать их доступными и интересными для аудитории. В ходе профпробы участники познают основы профессии экскурсовода: роль, функции, профессиональные требования. По итогу участникам необходимо было показать фрагмент своей экскурсии, где один в роли экскурсовода, а остальные играют роль туристов. Разработчик профессиональной пробы - кандидат социологических наук, заведующая кафедрой культурологии и управления социальными процессами Института социальных наук Надежда Грицких.
«Профстандарт: Специалист по социальной работе»
Экономист может осуществлять аналитическую, организационную и образовательную деятельность в следующих сферах экономики: функционирующие рынки, финансовые и информационные потоки, производственные и исследовательские процессы, осуществляемые на предприятиях любой формы собственности, в образовательных, исследовательских и других некоммерческих организациях, а также в органах государственного и муниципального управления. Участникам необходимо было познакомиться с особенностями и содержанием профессии экономист, оценить свои способности к данному виду деятельности, а также сформировать начальные профессиональные навыки. Разработчик профессиональной пробы - кандидат филологических наук, заведующая кафедрой европейских языков Международного института экономики и лингвистики Ирина Шильникова.
«Менеджер по персоналу»
Менеджеры по персоналу – это специалисты по управлению персоналом компании (HR - Human Resources). Они занимаются подбором и наймом сотрудников, их развитием и мотивацией, разрабатывают системы оплаты и премирования и многое другое. Участникам необходимо было выявить основные тенденции в динамике вакансий и резюме, проанализировать востребованность специалистов разных профессий в Иркутской области. Разработчик профессиональной пробы - кандидат технических наук, заведующая кафедрой предпринимательства и управления в сфере услуг и рекламы факультета бизнес-коммуникаций и информатики Елена Волохова.
«Администратор гостиницы (дома отдыха)»
Администратор гостиницы встречает, регистрирует и размещает гостей; контролирует соблюдение гостями правил пользования гостиницей. Функциональные обязанности администратора гостиницы достаточно обширны. Участники могли попробовать себя в роли администратора и гостя и провести оценку ошибочных действий администратора по стандарту бронирования. Разработчики профессиональной пробы – кандидат философских наук, заведующая кафедрой сервиса и сервисных технологий факультета бизнес-коммуникаций и информатики Наталия Антонова и старший преподаватель кафедры сервиса и сервисных технологий Яна Кружкова.
«Разработка идеи и маршрута экскурсии»
Экскурсовод – это специалист, который разрабатывает, организует и проводит экскурсии для групп туристов (экскурсантов) или посетителей музеев, достопримечательностей и других мест. Участникам предстояло выбрать вид и определить идею экскурсии. Провести поиск и отбор информационных материалов и объектов показа для экскурсии, а также разработать маршрут экскурсии и нанести его на карту, используя Конструктор карт Яндекса. Разработчик профессиональной пробы – кандидат географических наук, и.о. заведующего кафедрой туризма факультета бизнес-коммуникаций и информатики Наталья Панкеева и кандидат географических наук, доцент кафедры туризма Любовь Матвеева.
«Билет в будущее» – федеральный бесплатный профориентационный проект, который помогает школьникам по всей России осознанно выбрать свой профессиональный путь. Проект реализуется с 2018 года по поручению Президента РФ Владимира Путина.