В лаборатории экспериментальной нейрофизиологии Иркутского государственного университета свершилось значимое событие. Ученые обнаружили в байкальских эндемиках лекарственные препараты. Они установили, что байкальские рачки-амфиподы, собранные в разных районах озера – в прибрежной зоне и на глубине – содержат ибупрофен, эритромицин, тетрациклин и другие антибиотики.
Мария Дмитриева, научный сотрудник лаборатории:
Это первое изучение амфипод озера Байкал на содержание фармацевтических препаратов. Исследовав порядка 150 проб, собранных на разных участках озера, мы доказали факт загрязнения байкальских эндемиков фармпрепаратами. Накануне результаты нашей работы были опубликованы в международном научном журнале «Антибиотики». Журнал относят к списку изданий первой категории (так называемый Q1) и все публикуемые работы проходят серьезнейшую международную экспертизу.
По данным ученых загрязнения чаще встречались у амфипод, собранных в районах непосредственной близости населенных пунктов и туристических баз. Это дает основание выдвинуть гипотезу, что препараты попадают в воды Байкала «благодаря» человеку.
Начали заниматься этой темой молодые ученые еще три года назад. Тогда в лаборатории появился новый прибор – высокочувствительный жидкостный хроматограф с масспектрометрическим детектором, приобретенный для научно-образовательных целей в рамках федеральной поддержки. Прибор позволяет, буквально, обнаружить каплю чернил в цистерне дистиллированной воды. И его нужно было осваивать и максимально задействовать в исследованиях. Тогда и пришла мысль: «Почему бы не обратиться к Байкалу?» Тем более, что научный поиск на тему фармацевтического загрязнения окружающей среды ведется во всем мире, но на Байкале таких исследований не проводили. В 2021-2022 годах было лишь несколько упоминаний что в воде Байкала обнаружены следовые (низкие) концентрации кофеина и парацетамола.
Денис Аксенов-Грибанов, руководитель лаборатории:
Один рачок – одна проба. Сначала он тщательно измельчается, затем из полученной массы готовится вытяжка. Экстракт закалывается в анализатор. На анализ идет всего пара микролитров. Этого достаточно. Полученная хроматограмма анализируется с помощью специальной компьютерной программы.
Сейчас в планах коллектива лаборатории экспериментальной нейрофизиологии ИГУ продолжить исследования на Байкале. Решено расширить спектр изучаемых эндемиков озера и препаратов, которые могут быть в них обнаружены. Исследования проводятся на средства гранта государственного задания от Минобрнауки РФ в рамках поддержки лабораторий, созданных при научно-образовательных центрах.
Денис Аксенов-Грибанов:
Фундаментальное значение этого исследования в том, что мы показали – проблема есть и довольно глобальная. Надеемся эта информация даст старт новым научным и экологическим проектам по сохранению озера Байкал. Прикладная же задача, которая стоит перед нами – разработать биотехнологический способ для устранения фармацевтического загрязнения. Это важно, например, на очистных сооружениях, поскольку классический способ очистки с применением активного ила не позволяет устранить следы фармацевтических загрязнений.
Побочный эффект
Для обеспечения работы хроматографа потребовалось дополнительное оборудование. Например, специальный измельчитель. У производителей лабораторного оборудования такой прибор стоит более миллиона рублей. К тому же, исследование начиналось во время пандемии и ждать доставку оборудования можно было полгода и дольше.
Молодые ученые ИГУ решили сделать измельчитель своими руками. Себестоимость прибора, получившего имя «Бабр», оказалась в разы ниже фирменного. Это стало основой для развития проекта по отечественному приборостроению и импортозамещению. 27–30 августа «Бабр» будет представлен на XI международном форуме технологического развития Технопром-2024.
Материал на сайте «Российской газеты».