Школа молодых ученых «Байкал-Эволюция» проходила на базе Лимнологического института СО РАН с 17 по 26 августа. Участниками школы стали научные сотрудники, аспиранты и студенты из Иркутска, Новосибирска, Москвы и Санкт-Петербурга. Научно-исследовательское судно «Академик Коптюг» с учеными-биологами на борту выдвинулось по озеру Байкал из поселка Листвянка в сторону Малого моря. Экспедиция прошла через поселки Зама, Узуры и Анха, останавливалась у мыса Анюхта, в бухте Мужинай. После судно двинулось на Ушканьи острова, прошло через бухту Змеиную, останавливалось в районе поселков Давша и Максимиха. Последний этап пути пролегал по южной части Байкала. Ученые работали в заливе Посольский сор, обогнули мыс Толстый и прошли в районе 100 км КБЖД. Конечной точкой стал поселок Большие Коты. Ведущий научный сотрудник НИИ биологии ИГУ, кандидат биологических наук Полина Дроздова в первый день экспедиции прочитала для участников лекцию «Оценка видового богатства байкальских амфипод: генетическое разнообразие и репродуктивная совместимость».
Полина Дроздова, участница экспедиции:
Это уникальная возможность посетить заповедные места на Байкале, куда самостоятельно добраться очень сложно, а также шанс наблюдать за работой сложного экспедиционного оборудования, который тоже выпадает нечасто. Наконец, можно обменяться опытом с замечательными специалистами в самых разных областях. Надо отметить, что отсутствие связи на значительных промежутках пути во многом способствует долгим разговорам о науке и жизни.
В ходе экспедиции участники обменивались не только научными наработками, но и практическими находками. Например, различными способами проведения полевых отборов. В гидрокостюмах биологи ныряли за пробами моллюсков, амфиподов-микроропусов и кладоцер ловили при помощи световых ловушек, также собирали амфиподов сачком и погружали сеть Джеди на глубину 300 метров. Использовали скребки и сети для других материалов. В средней части Байкала экспедиция встретилась с научно-исследовательским судном «Верещагин». Команда ихтиологов «Верещагина» продемонстрировала ученым школы, как производится глубоководное траление. Также во время экспедиции глубоководные отборы недалеко от мыса Толстый проводили при помощи подводного робота. Собранные образцы тут же изучали под бинокулярами.
Екатерина Щапова, научный сотрудник НИИ биологии, кандидат биологических наук, участница экспедиции:
Подобные мероприятия — это хороший способ проверить свои возможности, познакомиться с новыми людьми и исследованиями. Во время школы я поняла, как сложно уже обходиться без связи и интернета. Интересно было находиться в небольшом пространстве с ограниченный количеством человек. Это тоже своеобразный вызов. Мы, с коллегами из НИИ биологии, делились своим опытом работы на Байкале с учёными из других областей не только России, но и науки. Для себя я открыла новый метод исследования глубин с помощью робота. Это прекрасная возможность изучить труднодоступные для человека глубины.
Биологи школы молодых ученых исследовали не только эндемичные виды озера Байкал, но и поднимали многочисленные экологические проблемы, вызванные антропогенным воздействием. Такие, как вымирание байкальской губки и заселение больших территорий водорослью спирогирой.
Александра Саранчина, младший научный сотрудник НИИ биологии, участница экспедиции:
Школа молодых ученых «Байкал-Эволюция 2024» совмещает в себе сразу несколько мероприятий — это и экспедиция, и школа, и конференция. Мы отбирали множество проб со всего Байкала, слушали лекции от специалистов разных областей, а также сами представляли свои доклады. Благодаря такой разнообразной программе участники из разных городов смогли подружиться за короткий промежуток времени.
В перерывах между научной работой для участников школы молодых ученых «Байкал-Эволюция» были организованы экскурсии.