На площадке Общественной палаты Иркутской области прошел круглый стол «Факторы выбора школьниками предметов для сдачи ЕГЭ и их учет в прогнозировании трудовых ресурсов на региональном рынке труда». Организаторы: комиссия по науке и образованию Общественной палаты Иркутской области, Институт социальных наук ИГУ, социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций ИГУ.
Участники круглого стола — представители научно-образовательного сообщества, органов государственной власти и общественности. Дискуссионная площадка проходила онлайн и офлайн-форматах. В рамках работы круглого стола руководители образовательных организаций Иркутской области представили свое видение нынешней ситуации при сдаче школьниками единого государственного экзамена, познакомили собравшихся с методами профориентации в своих учреждениях.
В рамках исследования факторов выбора школьниками предметов для сдачи ЕГЭ и их учета в прогнозировании трудовых ресурсов на региональном рынке труда Социологическая лаборатория региональных проблем и инноваций Института социальных наук ИГУ провела анкетный опрос. Цель — изучение мнений населения (18+) о факторах выбора основных и профильных предметов ЕГЭ школьниками в образовательных организациях Иркутской области. В опросе участвовали представители целевых аудиторий: студенты вузов и молодежь, сдававшие ЕГЭ в разные периоды; их родители, бабушки и дедушки; представители приемных комиссий вузов; педагоги городских и сельских школ; представители управлений образованием. Результаты и выводы нашли отражение в резолюции круглого стола.
По итогам обсуждения в резолюцию также вошли рекомендации участников министерству образования Иркутской области, министерству экономического развития и промышленности Иркутской области, министерству труда и занятости Иркутской области, руководителям общеобразовательных организаций, руководителям организаций высшего образования, руководителям предприятий региона (работодателям), средствам массовой информации и Общественной палате Иркутской области. Модераторами круглого стола была озвучена информация о сроках и возможности дополнения резолюции круглого стола до 29.11.2023. С документом можно будет ознакомиться на сайте opirk.ru.
Резюмируя итоги круглого стола, организаторы и участники подчеркнули:
«Нас интересует новая модель профессионального образования, которая учитывает новые тренды. Моя картина будущего, в том числе высшего профессионального образования, претерпевает трансформацию. Но не уходит одна составляющая – ЕГЭ. Сегодня происходит изменение его сути, оно превращается в инструмент давления на выбор учащихся. Требуется принятие новых совместных решений…» (И.А. Журавлева).
«…необходимость продолжения обсуждений по данной проблеме» (Л.В. Рычкова);
«…общественно-значимый характер проблемы и важность консолидации усилий органов власти, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций высшего образования, предприятий, института семьи и общественности в ее решении» (Т.И. Грабельных);
«…системное решение обозначенных проблем» (С.П. Какаулин).
Для обсуждения было предложено три блока вопросов:
А.
- Методология и технология проведения ЕГЭ в школах, гимназиях, лицеях Иркутской области: результаты освоения обучающимися образовательных программ среднего общего образования; опыт организации проведения ГИА. К чему стоит готовиться выпускникам в 2024 году?
- Образовательная школьная среда в выборе ЕГЭ: качество, развитие мотивации у школьников и профориентационная работа.
- Школьник и его семья, их роль и ответственность в выборе основных и профильных предметов для сдачи ЕГЭ.
- Управление школьными профориентационными траекториями выбора: реализация механизмов и практик профильного обучения (опыт профильных классов и школ в Иркутской области).
Б.
- Проблемы и специфика реализации современных моделей сотрудничества «Школа – Университет» (в аспекте внедрения профориентационной модели школьно-университетского партнерства).
- Участие вуза в выборе школьниками предметов для сдачи ЕГЭ: профпробы, дни открытых дверей, профильные школы на базе вуза, олимпиады, конкурсы и др.
В.
- Выбор ЕГЭ и повышение заинтересованности среди молодежи начать свою трудовую деятельность в родном регионе: роль предприятий в формировании профориентационного выбора.
- Необходимость анализа и прогнозирования трудовых ресурсов на региональном рынке труда для определения выбора школьниками основных и профильных предметов для сдачи ЕГЭ.
- Место и роль «молодой рабочей силы» в социально-экономическом развитии региона и города. Центры «притяжения» интеллектуальных и трудовых ресурсов в российских регионах (Иркутской области, СФО и др.).
- Динамика кадровых потребностей и решение кадровых проблем в Иркутской области: возможность карьерного роста для молодежи; стабильность компаний на рынке; интересный функционал и проч.
- Информационное сопровождение и популяризация востребованных профессий в период выбора школьниками основных и профильных предметов для сдачи ЕГЭ (СМИ, реклама, Интернет и др.).
На круглом столе прозвучали доклады:
- «Индикаторы качества подготовки к осознанному выбору профессии». Докладчик: Петрова Екатерина Фёдоровна, советник отдела оценки качества образования и организации государственной итоговой аттестации министерства образования Иркутской области.
- «Инвестиционные проекты в сфере реального сектора экономики и их кадровое обеспечение». Докладчик: Какаулин Сергей Петрович, начальник управления промышленности министерства экономического развития и промышленности Иркутской области.
- «О потребности регионального рынка труда в кадрах». Докладчик: Вайнштейн Максим Александрович, начальник управления анализа и контроля министерства труда и занятости Иркутской области.
- «Особенности профессионального самоопределения обучающихся 10-11 классов муниципальных общеобразовательных организаций г. Иркутска». Докладчик: Высоцкая Елена Валерьевна, начальник отдела развития общего образования департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска.
- «Участие вуза в выборе школьниками предметов для сдачи ЕГЭ: новые модели сотрудничества «Школа-Университет»». Докладчик: Журавлева Ирина Александровна, директор Института социальных наук ИГУ, зав. кафедрой государственного и муниципального управления.
- «Факторы выбора школьниками предметов для сдачи ЕГЭ и их учет в прогнозировании трудовых ресурсов на региональном рынке труда (по результатам социологического опроса)». Докладчик: Грабельных Татьяна Ивановна, зав. кафедрой социальной философии и социологии, заведующая социологической лабораторией региональных проблем и инноваций Института социальных наук и НИЧ ФГБОУ ВО «ИГУ».
- «Формирование новых требований к системе профессионального образования в условиях выхода на новый этап развития экономики в России: анализ ситуации в Иркутской области». Докладчик: Лапина Анна Викторовна, канд. социологических наук, преподаватель кафедры социальной философии и социологии ИСН ИГУ; магистрант программы «Управление в высшем образовании Института образования Высшей школы экономики (г. Москва).