В селе Белоусово Качугского района Иркутской области прошла выездная учебная практика студентов первого курса Педагогического института (профиль подготовки «История – Обществознание»). Студенты не только применили знания, полученные за год обучения в университете, но и почувствовали себя настоящими этнографами.
Под руководством доцента кафедры истории и методики Ларисы Марсовны Салаховой и заведующего учебной лабораторией кафедры Евгения Матвеевича Инешина студенты проводили интервью со старожилами села и собирали сведения об истории Приленья, делали описания архитектурных объектов.
Основной смысл этнографических экспедиций заключается в том, что студенты исследуют знакомую им среду, быт и культуру дореволюционной России и СССР на постсоветском пространстве. Знакомая всем рутина становится чем-то новым, удивительным, любопытным для изучения.
Стоит отметить, что такие практики проводятся не первый год и сопровождающий студентов педагогический состав остается неизменным.
– Самая первая моя экспедиция состоялась в 2005 году. Мы отправились в зону затопления Богучанского водохранилища – старожильческие поселения в районе Нижней Ангары. Там начал складываться опыт записи устных воспоминаний сибиряков разных поколений. И в самой первой экспедиции с нами были всего лишь два студента, – рассказала Лариса Салахова. – Исследовательская работа в поселениях Нижнего и Среднего Приангарья интенсивно велась до 2012 года. И всегда в наших экспедициях принимали участие заинтересованные студенты. В 2013 году состоялся первый полноценный выезд студентов на историко-этнографическую практику.
С того момента многие учащиеся ездили исследовать Прибайкалье с Ларисой Марсовной. Участников экспедиции рассказали, почему выбрали именно этнографию в качестве зачетного задания, об опыте и впечатлениях, полученных на практике.
– Вообще этнография играет важную роль в современном обществе. Она изучает культуру, обычаи и поведение различных групп людей, помогая нам лучше понять и оценивать многообразие и комплексность нашего мира. Я выбрал этнографию, потому что хотел поучаствовать в сохранении и представлении культурного наследия различных этнических групп, которые позволили бы нам узнать о традициях, языке, религии и других аспектах жизни разных сообществ. Две недели выездной практики были продуктивными, богатыми на впечатления, я получил бесценный и разноплановый опыт, который поможет мне выработать нужные для будущей профессии навыки, – поделился Зульфи Агакеримов.
Практика студентов-историков действительно была разнообразной. Вчера они изучали ландшафт села, сегодня они берут интервью у местных жителей, завтра они восстанавливают могильные плиты на Белоусовском кладбище, а послезавтра – идут делать замеры и описания старинных домов.
– На практике мы выполняли большой объем работы и узнавали много нового и интересного. Хочу отметить удивительную природу, окружавшую нас во время практики, а также атмосферу в коллективе. Такую атмосферу невозможно ощутить, находясь в корпусе, все работали, как единый механизм и были настроены на успех, – рассказал участник экспедиции Богдан Сокол.
Руководители экспедиции отметили практику именно 2023 года, потому что она более всего внесла весомый вклад исследования прошлых лет.
– Мы сумели сделать работу, к которой мы искали подходы довольно долго. В прошлом году нам удалось обнаружить церковно-приходское кладбище в селе Белоусово. Это уникальный объект, который необходимо изучать и восстанавливать. История некрополей позволяет глубже погрузиться в мир людей, которые родились и жили в этих местах, понять особенности этого пространства, – сказала Лариса Салахова.
Действительно, долгое время студенты исследовали старый погост. Всего удалось восстановить 26 эпитафий на могильных песчаных памятниках. Наверное, самым примечательным стало надгробье знатного потомственного казака, жившего в конце XIX-начале XX вв. Предположительно, он может принадлежать к роду казаков, живших еще во времена Елизаветы Петровны и основавших село Белоусово в XVII вв.
– Для нас важно погрузиться в изучение истории Иннокентьевского прихода через доступные нам метрические книги и архивные материалы, – добавила Лариса Марсовна.
Важно понимать, что у ознакомительной полевой практики в отличие от производственной нет цели проверить знания студента в качестве стажера или сотрудника. Но это не делает ее менее значимой. Она способна привить студентам такие качества и умения как ответственность, находчивость и целеполагание, которые в дальнейшем пригодятся им в качестве учителей и руководителей. Немаловажным является и тот факт, что практика для первокурсников играет большую роль в их дальнейшем обучении на старших курсах в университете.
– Я убедился, что все дисциплины, которые мы изучаем, взаимосвязаны. Мои знания, полученные на практике, помогли во всех дисциплинах, связанных с изучением истории, –рассказал студент второго курса Константин Дардаев, участвовавший в этнографической экспедициях 2022 и 2023 годов.
Лариса Салахова пояснила, что проводимые исследования – только часть большого проекта, который ученые условно называют «История Екатерининского тракта». Каждый студент может продолжить работу, начатую на практике, но уже в стенах архивов, благодаря которым появляются данные и открываются новые возможности.