ИГУ - Новости - Мнение в рамках проекта по исследованию субъектов малого и среднего бизнеса Мнение в рамках проекта по исследованию субъектов малого и среднего бизнеса
/ru/news/2023/details/news-id2023
Мнение в рамках проекта по исследованию субъектов малого и среднего бизнеса
22 сентября 2023

Продолжается проект Байкальской международной бизнес-школы ИГУ о перспективах и проблемах развития компаний малого бизнеса в регионе. Своим мнением поделился человек, который лучше всего знает «боли и проблемы» предпринимателей — региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Андрей Лабыгин.

Проект БМБШ ИГУ — исследование по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках которого пройдет экспертная сессия (в конце сентября 2023 г.). Участники сессии обменяются мнениями о причинах постоянного сокращения в Иркутской области количества юридических лиц (компаний малого бизнеса) и возможных путях решения этой проблемы. Участие примут представители власти, бизнеса и потенциальные бизнесмены — студенты и выпускники вузов региона.

Андрей Николаевич Лабыгин — канд. юрид. наук, правовая специализация — защита трудовых, имущественных, пенсионных прав граждан, разрешение хозяйственных споров. Был избран депутатом Думы Иркутска, председателем Думы, депутатом Законодательного собрания Иркутской области, руководил аппаратом Законодательного Собрания Иркутской области.

Labigin_2023

Андрей Николаевич, статистика по закрытию ООО показывает, что открытие новых компаний не компенсирует количество ликвидированных. Почему так происходит?

А.Л: Действительно, не могу не отметить, что в Иркутской области за пятилетний период наблюдается снижение количества хозяйствующих субъектов, в целом и субъектов малого и среднего предпринимательства, в частности. Особенно такой спад заметен в 2020 «ковидном» году и 2022 году – год санкционного давления.  В сравнении с 2018, «допандемийным», годом сокращение юридических лиц в 2022 году произошло на 16% (в 2018 году было 55415, в 2022 году - 46361).  

Вместе с тем, на фоне сокращения числа организаций, заметен рост в сегменте индивидуальных предпринимателей, а также стремительное расширение круга самозанятых. Количество предпринимателей, перешедших с иных налоговых режимов на специальный режим «Налог на профессиональный доход» в 2021 году составило 1629, а в 2022 году уже 3029. И с каждым месяцем это количество увеличивается.

Можно предположить, что многие бизнесмены, закрывая компании, регистрируются в этом статусе чтобы пользоваться более выгодным налоговым режимом. За 2022 год самозанятых стало больше более чем в полтора раза, в сравнении с 2021 годом.

Я считаю, что кризисные периоды также напрямую сказываются на развитии бизнеса. В связи с этим, в такие периоды необходимо уделять особое внимание применению мер поддержки бизнеса и принимать реальные эффективные меры, способствующие его развитию, а не закрытию.

Какие проблемы или возможности есть сейчас у бизнеса?

А.Л.: Проблем у бизнеса сейчас хватает, но могу отметить каких обращений стало меньше – жалоб на административное давление. В связи с введением моратория на проверки и внедрением риск-ориентированного подхода, количество обращений по данной тематике значительно снизилось. Есть шероховатости с применением нового закона о госконтроле, но нельзя не констатировать, что число проверок и количество штрафов значительно снизилось.

Что касается проблематики для бизнеса, то отмечу следующие:

Проблема технологического присоединения предприятий к электрическим сетям остро стоит на сегодняшний день в Иркутской области. Из-за отсутствия электрический мощностей предприниматели не могут реализовывать свои проекты. Вместе с правительством региона практически в ручном режиме по каждому объекту ищем пути решения этой проблемы

Еще одна проблема для бизнеса, мешающая его развитию – это доступные кредиты. Повышение ключевой ставки Центробанка России привело к подорожанию кредитов для бизнеса. Но бизнес не сможет окупить дорогой кредит в банке. Между тем дефицит финансовых ресурсов выступает серьезным препятствием для переоборудования производства, разработки новой продукции и выводу ее на рынок. Компании могут отказаться от расширения и, следовательно, покупки или аренды новых офисов, а также найма работников. После повышения ставки замедлились темпы кредитования бизнеса и снизилось количество заявок на кредиты. Более того, повысились ставки кредитования по льготным программам кредитования, субсидируемым государством. Дорогие заемные деньги не позволяют компаниями брать кредиты и развиваться. Поэтому необходимо предусмотреть льготные программы кредитования по сниженным ставкам не более 5% годовых для бизнеса и расширить перечень видов деятельности субъектов МСП, которые могут воспользоваться данными кредитными продуктами, чтобы сделать их более доступными.

Частой жалобой от малого бизнеса является «засилье» торговых сетей в регионе. В небольших муниципалитетах малый бизнес не выдерживает конкуренции с крупными федеральными сетями и вынужден закрываться.

Нехватка трудовых ресурсов еще одна проблема, о которой говорят на всей территории нашей страны. Помимо дефицита квалифицированных специалистов, нехватка ощущается и в самых простых профессиях: в строительстве, сельском хозяйстве, общепите и сфере услуг. Например, сложно найти официантов.  Поэтому сейчас нужно создавать условия для обучения новых кадров.

Если говорить о возможностях для бизнеса, то сейчас, с учетом ухода иностранных компаний с российского рынка, нам открыты возможности для расширения бизнеса, выведения на новые рубежи, перепрофилирования. Государство поддерживает российских производителей с помощью субсидий и льгот, создает онлайн-сервисы для поиска поставщиков, снижает налоги для отдельных отраслей. Но государству нужна обратная связь и меры государственной поддержки могут быть более эффективными, если бизнес будет четко доносить свою позицию.

Какие меры поддержки со стороны региона были бы актуальны?

А.Л.: О каких мерах поддержки говорят предприниматели, обращаясь в мой адрес:

Самая популярная тема – это снижение налоговой нагрузки на бизнес. Речь идет не только об установлении льготных налоговых ставок по специальным налоговым режимам, но и налоге на имущество. Сейчас в регионе была проведена кадастровая оценка недвижимости. На сайте Росреестра, Министерства имущественных отношений Иркутской области размещены предварительные отчеты. В мой адрес стали поступать обращения от предпринимателей об увеличении кадастровой стоимости имущества в два или три раза. Для бизнеса это напрямую влечет увеличение налогового бремени, учитывая, что в некоторых муниципалитетах установлены максимальные налоговые ставки в 2 процента.

Наш институт уполномоченных по правам предпринимателей на протяжении длительного времени говорит об установлении в федеральном налоговом законодательстве фиксированной пониженной налоговой ставки по налогу на имущество.

В настоящее время наблюдается ситуация с недостаточным уровнем развития более крупных форм малого и среднего бизнеса, которая является, в том числе, и результатом действующей системы поддержки МСП, ориентированной преимущественно на его микрочасть.

Ярким примером этого являются специальные налоговые режимы, имеющие ограничения по годовому обороту до сумм, недоступных для более крупного бизнеса. Кроме того, при использовании специальных налоговых режимов, установлены также ограничения по численности занятых, стоимости основных средств на балансе организаций. Имеются также ограничения на применение данных режимов для определенных видов деятельности и так далее. При этом рост бизнеса (по выручке или по числу занятых) до уровней, превышающих установленные лимиты для специальных налоговых режимов, означает для предприятия риски увеличения и налоговой, и административной нагрузки (связанной с переходом на общий порядок учета и отчетности). Такое положение не только не создает для компаний достаточных стимулов к росту, но еще и создает стимул к «дроблению» растущего бизнеса, поскольку какие-либо специальные режимы для малых (кроме микро) и средних предприятий отсутствуют. Поэтому необходимо расширить более точечно налоговые льготы и применение специальных налоговых режимов для предприятий малого и среднего сегмента для стимуляции их роста, и стимуляции перехода из микробизнеса в малый и в средний.

Кроме этого, необходимо предусмотреть возможность получения рассрочки уплаты налогов, а также уплаты взносов во внебюджетные фонды.

Приоритет в оказании мер поддержки должны получить проекты, повышающие устойчивость экономики в долгосрочной перспективе, способствующие её диверсификации. При этом особое внимание заслуживает малый и средний бизнес, как более гибкий, способный оперативно подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства.

Для обеспечения финансовой стабильности субъектов МСП и повышения финансовой доступности льготного кредитования необходимо:

- разрабатывать и внедрять программы кредитования с учётом региональной специфики;

- обеспечить широкую ассортиментную и ценовую линейку финансовых продуктов кредитования;

- обеспечить наиболее лояльные условия для предпринимателей, участвующих в модернизации и технологической независимости российской экономики.

С деятельностью уполномоченного по защите прав предпринимателей можно ознакомиться по ссылке.

Подробная информация о проекте БМБШ ИГУ доступна по ссылке.

Управление информационной политики ИГУ
Телефон: 521-971