А.Г.: Я считаю, что для успеха не принципиально какую форму собственности своего бизнеса выбирает коммерсант. Очень много факторов влияет на этот выбор: отрасль, суть бизнеса и бизнес-процессов, размер бизнеса, наличие или отсутствие сотрудников и т.д. Учитывая, что законодательство позволяет снизить налоговую нагрузку путем дробления бизнеса, уверен — многие используют и ООО, и ИП, и другие формы структурирования бизнеса.
Но есть же разница в форме?
А.Г.: Нужно понимать, что от формы зависит и ответственность, и она принципиально разная.
Самозанятые — создать проще простого, но есть ограничения по масштабу бизнеса.
ИП — проще, чем ООО, но стратегически дороже и рискованнее (ИП может нести ответственность не «бизнесовым», а «собственным» имуществом).
ООО — сложнее в структурировании, но дешевле в случае простоев бизнеса, при том, что ответственность собственника и его риски ограничены.
АО — самая сложная форма бизнеса, но такой бизнес выглядит более солидным и не имеет ограничений по масштабу.
Почему тогда для многих регионов стоит целевой показатель «увеличение количества юридических лиц», а не просто увеличение количества проектов?
А.Г: С точки зрения государства, на мой взгляд, все приравнивается к показателю полученных налогов с того или иного бизнеса, ну и нужно учитывать социальный эффект через создание рабочих мест. В малом бизнесе, мне кажется, больше всего платят как раз ИП при классической, «упрощенной», системе налогообложения (6% + 1%) от выручки (только не надо путать такой режим налогообложения и систему патентов). В то же время ООО в аналогичном бизнесе при системе платежей с прибыли будет иметь процент налоговой нагрузки меньше – это при том, что туда будет входить и НДС.
И в целом - малый бизнес для экономики архиважен! Можно посмотреть на процент малого бизнеса в Европейских странах, на Западе - он намного выше, чем в нашей стране. Малый бизнес имеет огромное количество плюсов по сравнению с гигантскими корпорациями. Скорость старта, мобильность, широкая география, легкость в трансформации и смене бизнес-процессов, прозрачность. Такой бизнес менее подвержен внешним, общемировым угрозам. Сейчас в период санкций мы остро ощущаем значимость малого бизнеса в экономике страны. Именно малый бизнес быстро адаптировался под текущие реалии и восполняет сегменты, в которых крупные гиганты уже работать не могут. Это касается, в частности, потребительского рынка.
Что необходимо сделать на региональном уровне для увеличения количества компаний малого бизнеса?
А.Г.: Для роста малого бизнеса в регионах (и не только в нашем), в первую очередь, необходимо хорошо поработать на федеральном уровне. На мой взгляд, система налогообложения в корне должна измениться для развития малого бизнеса. Количество косвенных налогов (а у нас их убийственно для малого бизнеса много!) должно сократиться в разы. Требования, которые выставляют надзорные органы, также должны пересматриваться в пользу развития малого бизнеса. У нас это как-то происходит выборочно — вот сейчас нам важна IT отрасль – пожалуйста, вот вам льготные ставки «заработных налогов», снижение налога на прибыль, льготы по НДС и защита от любых проверок (в том числе ФНС), а в подарок еще бронь на всех сотрудников от мобилизации. Конечно же мы видим разовый супер-эффект от таких мер поддержки. Что мешает делать это системно во всех отраслях? Пусть не так одномоментно, это все же будет финансово кабально для страны, но этим меры можно разработать и внедрить.
Что же касается региональных мер поддержки, то они должны быть использованы на все 100% - которые федеральный законодатель делегирует на уровень региона. Так, допустим, в Чеченской республике налог ИП по отдельным отраслям при УСН 1% вместо 7% — это реальная прямая мера поддержки, и мы знаем, что ряд иркутских предпринимателей «прописалось» именно там. Нужно и дальше развивать весь комплекс косвенных мер поддержки, который активно реализует служба единого окна Центр «Мой Бизнес». И вот это реально работающий механизм, уникальная мера поддержки регионального уровня, но со всеми льготами и инструментами, предусмотренными федеральными программами.