ИГУ - Новости - Инновации в специальном образовании: путь в инклюзию Инновации в специальном образовании: путь в инклюзию
/ru/news/2023/details/news-id2023
Инновации в специальном образовании: путь в инклюзию
24 апреля 2023

21-22 апреля 2023 года в Иркутске прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в специальном образовании: путь в инклюзию». Организаторами выступила кафедра комплексной коррекции нарушений детского развития педагогического института ИГУ.

Работа конференции проходила в очно-дистанционном формате. Очное участие приняли более 150 представителей педагогического сообщества, так или иначе имеющего отношение к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря онлайн-трансляциям общая аудитория мероприятия увеличилась до 250 человек. Количество иногородних участников составило 83 человека из девяти регионов Российской Федерации.

С приветственным словом к участникам обратились Елена Инденбаум, доктор психологических наук, заведующий кафедрой комплексной коррекции нарушений детского развития и Анна Гостар, к кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития.

В режиме видеосвязи в пленарном заседании приняли участие ученые и представители вузов практически со всей России. Светлана Валявко, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры специальной психологии и психосоциальных технологий МГПУ осветила специфику когнитивного развития детей с различными видами речевых недостатков. Юрий Матасов, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена в своем докладе определил условия разумного воплощения инклюзивного образования для детей с ОВЗ, подчеркнув несостоятельность внедрения в организациях тотальной инклюзии. Светлана Ильина, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры олигофренопедагогики РГПУ им. А.И. Герцена, представила возможности проведения уроков чтения для учащихся с легкой умственной отсталостью в контексте педагогического наследия К.Д. Ушинского. Заместитель директора по научной работе Института коррекционной педагогики Игорь Коробейников, доктор психологических наук, профессор, раскрыл аспекты диагностики и организации мониторинга в образовании детей с нарушениями психического развития, акцентируя внимание на их индивидуальном развитии. Леонид Шаповаленко, директор и Надежда Селезнева, начальник отдела по оказанию консультационных услуг обобщили инновационный опыт работы краевого центра психолого-медико-социального сопровождения Красноярского края. Инновационное средство, разработанное для сопровождения становления жизненных компетенций обучающихся с ОВЗ «Визуальные новеллы» представила в онлайн-выступлении Людмила Токарская, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии образования УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.

География участников, которые представили видеодоклады в офлайн формате также была обширной. Лариса Гаранина, кандидат педагогических наук, доцент, декан дефектологического факультета Курского государственного университета охарактеризовала актуальную морфологическую компетентность обучающихся с общим недоразвитием речи и показали дидактогенные риски её формирования. Доцент кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии Приамурского государственного университета имени Шолом-Алейхема Ирина Емельянова, кандидат педагогических наук, доцент, осветила актуальные вопросы подготовки учителей к преодолению у младших школьников дисграфии. Ксения Сыроваткина-Сидорина, научный сотрудник лаборатории образования и комплексной абилитации детей с задержкой психического развития ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» в своем выступлении отметила особенности восприятия детьми с задержкой психологического развития художественного текста в процессе диалогического чтения.

В очном формате опыт работы по формированию социально-коммуникативных умений у младших школьников с умственной отсталостью через создание экспериментальных педагогических ситуаций представила Ольга Котовская, директор Тайтурской средней общеобразовательной школы. Екатерина Елисеева, преподаватель кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития ИГУ, психолог, специалист по работе с детьми с интеллектуальными нарушениями, поделилась практикой оказания коррекционной помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями развития. Елена Инденбаум в своем докладе изложила сущность традиций и инноваций в работе кафедры комплексной коррекции нарушений детского развития.

22 апреля в проходила работа двух секций: «Инновации в логопедическом сопровождении детей с ОВЗ» и «Инновации в психолого-педагогическом сопровождении детей с ОВЗ». В очном формате руководители и работники образовательных организаций регионов представили реализуемые ими педагогические практики, используемые в сфере образования детей с ОВЗ. Многие из представленных практик достойны внедрения как в работу специалистов сопровождения в дошкольных и школьных образовательных организациях, так и в образовательный процесс подготовки студентов и магистрантов по направлению «Специальное дефектологическое образование».

По окончании конференции все активные участники получили сертификаты, докладчикам были вручены благодарственные письма.

Справка:

Соорганизаторы конференции: ФБГНУ «Институт коррекционной педагогики» (Москва), ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» (Санкт-Петербург), ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», ФГАОУ ВО «Уральский государственный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» (Екатеринбург), ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» (Биробиджан), ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», КГБУ «Красноярский краевой центр медико-психолого-социального сопровождения».