ИГУ - Новости - Александр Шмидт: «В ИГУ введены учебные модули, посвященные использованию технологий искусственного интеллекта» Александр Шмидт: «В ИГУ введены учебные модули, посвященные использованию технологий искусственного интеллекта»
/ru/news/2023/details/news-id2023
Александр Шмидт: «В ИГУ введены учебные модули, посвященные использованию технологий искусственного интеллекта»
11 апреля 2023

Человечество постепенно входит в эпоху, в которой машины самостоятельно принимают решения. Основой этого является научно-технический прогресс, достижения в различных областях, в том числе в сфере искусственного интеллекта (искусственные нейронные сети). Перспективы развития одновременно и пугают, и заставляют мечтать. Свою точку зрения на это высказал ученый, доктор химических наук, ректор ИГУ профессор Александр Шмидт.

Schmidt_speaker_2021

«Предупрежу сразу, что мои заключения не претендуют на всеохватность и глобальность выводов, касающихся влияния нейросетей на общество и хозяйственную деятельность человека. Озвученные мной выводы, сделаны исключительно из личного опыта взаимодействия с ИИ как ученого-химика в части использования ИИ для исследований, так и пользователя уже ставших привычными приложений для поиска научной информации и общедоступных сервисов для перевода текстов. Сразу отмечу, что с моей точки зрения, ИИ, безусловно, сделал революцию в машинном переводе. Что касается его применения в научных исследованиях, то мои представления кардинально поменялись в 2022 году, когда в интересующей меня области химии появилось сразу несколько публикаций, использование ИИ в которых, позволило серьезно продвинуться в анализе результатов исследования, повышении предсказательной способности математических моделей, повышении производительности труда в обработке первичных данных. Тем не менее, пока я не обнаружил даже намека на способность ИИ генерировать новые знания.

На мой взгляд, в области ИИ имеется некоторое искусственное раздувание ажиотажа. В качестве только одного подтверждения этому можно привести явно намеренное использование псевдо новой терминологии в теоретических описаниях методов работы нейросетей. Дело в том, что математические основы этих методов были созданы несколько десятилетий назад, а некоторые математические приемы (например, методы оптимизации сложных функций) известны еще дольше, просто раньше они назывались иначе. Например, процедура идентификации математических моделей — это поиск численных значений параметров модели, обеспечивающих ее лучшее воспроизведение реальности. Эта процедура характерна и для нейросетей, но почему то применяются такие термины как «обучение», «тренировка» или «машинное обучение», хотя применяются все те же давно известные методы оптимизации, градиентные, безградиентные, случайного поиска и.т.п. Такое, правда, и раньше бывало в науке при возникновении «модных» новых направлений.

Сейчас в научных кругах идет дискуссия о допустимости включения текстов, подготовленных в соавторстве с ИИ в научные публикации. Есть ряд научных журналов и издательств, которые позволяют указать в качестве соавтора публикации ИИ, есть редакции, которые просят обязательно указывать, что «при написании этой статьи использовался ИИ» (то есть только в качестве инструмента, но не полноправного соавтора), и есть те, кто считает это непозволительным, но я уверен, что последних будет все меньше и меньше. Использование ИИ при проведении научно-исследовательских работ в части поиска и подбора информации уже давно и успешно происходит (ученые этого даже не замечают), новшеством последнего времени является лишь факт составления связанных текстов при помощи нейросетей, а не просто поиск источников информации. Расскажу о своем опыте специфического химического запроса (могут ли спектрально отличаться аксиальные энантиомеры?) боту, обученному нейросетью составлять тексты. Перед этим, чтобы прийти к однозначному уверенному ответу на этот вопрос (да, могут), мне с моими коллегами понадобилась примерно неделя. Был осуществлен поиск информации, прочитаны и проанализированы десятки страниц текстов. В случае ИИ бота за порядка 100 рублей результат был получен быстро и превзошел мои самые смелые ожидания, текст получился логичным, фактически верным, но с моей точки зрения, несколько избыточным — были добавлены разделы про терминологию, пояснения реферативного характера, которые не влияли на смысл. Вероятно, это связано с запрограммированным количество знаков в ответе.

Следующим моим запросом была просьба подобрать ссылки на источники, подтверждающие ответ. Ссылки были представлены, мои коллеги проверили их: фамилии оказались вымышленные, названия статей — вымышленные, но названия журналов настоящие. Несмотря на то, что ответ был правильным, до 80 процентов источников, предложенных нейросетью, оказались фикцией!

Не будем отрицать, что уровень развития ИИ приводит к проблемам, связанным с подтверждением самостоятельности написания ВКР студентами выпускных курсов и авторами диссертационных работ (самостоятельное написание является нормативным требованием). Отмечу, что студент-химик, и тем более опытный исследователь, приложив определенные усилия, вполне сможет использовать генерируемые нейросетями тексты так, что ни рецензенты, ни преподаватели-руководители не поймут, что автором части представленного текста может являться ИИ. Без серьезной, как минимум, редакторской правки обмануть людей пока точно не удастся! Ну и, конечно, остается очная защита квалификационной работы, которая расставит все точки. Но, важно подчеркнуть, что автор-человек для этого должен обладать определенными знаниями и приложить серьезные усилия (для правильной формулировки запроса, как минимум), чтобы получить осмысленный научный текст по химии в части анализа имеющейся к моменту проведения работы информации. Поэтому использование в таком ключе ИИ кажется мне вполне допустимым с обязательным указанием в тексте работы самого факта использования ИИ. Ну а если используются прямо готовые блоки сгенерированного текста, то это можно и надо оформлять, как цитирование с указанием всей необходимой в этом случае информации.

Базируясь на своих выводах как потребителя о возможностях ИИ в той области науки, которой занимаюсь, я убежден, что выпускник ИГУ должен иметь теоретическое представление об основах технологий ИИ. В 2022 году было принято решение, которое нашло поддержку среди преподавателей, об обязательном введении специальных модулей, посвященных использованию технологий искусственного интеллекта, в программы математических дисциплин и дисциплин, связанных с информационными технологиями. Таких дисциплин в ИГУ читается очень много — революционное внедрение математики в образовательные программы произошло в 1980-е гг., когда численные математические методы, благодаря развитию вычислительной техники, вторглись и в социально-гуманитарные и естественнонаучные дисциплины – сейчас для тех же целей, для которых использовались классические прикладные математические методы, будут применяться технологии ИИ. Внедрение новых модулей дисциплин начнется со следующего учебного года. Могу сказать, что одну из лекций своего курса «Математические методы в химии» в первом семестре я уже полностью посвятил технологиям ИИ и их применению в химии. Тем более, что с точки зрения математики эти методы являются логичным развитием давно известных методов».

Управление информационной политики ИГУ
Телефон: 521-971