Что можно и необходимо сделать для эффективной охраны Байкала международно-правовыми средствами — системный подход к этому прорабатывают в Иркутском государственном университете. Научно-обоснованная концепция международно-правовой охраны экосистемы озера Байкал разрабатывается коллективом НИИ правовой охраны Байкала ИГУ. Исследования поддержаны грантом Российского фонда фундаментальных исследований (с 2019 года).
Об исследовании и концепции рассказал Дмитрий Шорников, директор НИИ правовой охраны Байкала ИГУ, заведующий кафедрой международного права и сравнительного правоведения Юридического института ИГУ. Он выделил два основных направления работы:
- выявление проблем в охране байкальской флоры и фауны,
- анализ национального и международного законодательства.
Выявление проблем в охране байкальской флоры и фауны
Рассматривая современный уровень охраны озера, можно выявить ряд проблем. Безусловно, именно деятельность человека ставит под угрозу сохранение уникального природного явления. Некоторые наиболее острые проблемы, что называется, на слуху, это, например, быстро увеличивающийся поток туристов (рост которого лишь слегка приостановился во времена пандемии). Другие известны широкой общественности несколько меньше, скажем, строительство Монголией системы гидроэлектростанций на реке Селенге. Растущий поток туристов, очевидно, представляет угрозу для территории Байкала. Однако анализ мирового опыта показывает, что контролируемое развитие туризма может содействовать сохранению байкальской экосистемы, а также будет благоприятно влиять на экономику региона. Строительство системы гидроэлектростанций пока что не выглядит позитивным ни с какой стороны, но, возможно, использование международно-правовых механизмов позволит найти какое-либо компромиссное решение по преобразованию данного проекта, исходя из парадигмы безусловной необходимости сохранения уникального озера.
Анализ национального и международного законодательства
С 1996 года Байкал приобрел статус объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, соответственно, озеро находится не только под национальной охраной, но и под международной. Россия, в данном случае, не только несет обязательства по сохранению озера перед мировым сообществом, но и может претендовать на научную и организационную поддержку своих усилий по формирования эффективного механизма его охраны. К настоящему времени сложилась разветвленная и сложная система международных договоров и соглашений в сфере охраны окружающей среды. Считается, что Российская Федерация в том или ином виде участвует в более чем трех сотнях таких соглашений, но, возможно, еще большее число остается за рамками национальных интересов. Основная задача проекта — анализ всей международной системы охраны окружающей среды, который должен привести к четкому пониманию тех ее элементов, что были бы для нас полезны. Так в ходе исследования были выявлены и проанализированы договоры, в которых уже участвует Российская Федерация, договоры и соглашения, к которым ей стоит присоединиться, от каких, возможно, стоит отказаться, прежде всего, применительно к охране уникальной экологической системы Байкала.
Дмитрий Шорников подчеркнул, что анализ национального и международного законодательства и применение результатов к исследуемой тематике — это «довольно объемная задача, и мы первые, кто это делает системно и последовательно».
Также научный коллектив юристов провел сравнение между охраной участков Всемирного природного наследия в России и за рубежом — таких участков на сегодняшний день много, и все страны имеют разный и не всегда позитивный опыт. Как отметили исследователи, им пришлось снова выявлять механизмы, подходящие отечественному законодателю и правоприменителю.