В Институте филологии, иностранных языков и медиакоммуникации ИГУ прошла двадцатая областная открытая научно-практическая конференция «Великое русское слово». Задачи конференции связаны с популяризацией русского языка, русской художественной культуры, воспитанием уважения к родному языку, а также культуре народов Приангарья и поддержкой одаренных обучающихся.
На открытии конференции прозвучало приветствие участникам от ректора ИГУ Александра Шмидта, который пожелал организаторам «неиссякаемого энтузиазма, развития этого проекта, а юным участникам будущих конференций пусть сопутствует удача на исследовательском и жизненном пути! Ибо знание языка и умение им владеть помогут найти достойное место во взрослой жизни».
Также участников приветствовали те, кто принимал участие в конференции ранее.
Дорота Дружиловска, преподаватель и научный сотрудник кафедры русского языка Института славянской филологии Вроцлавского университета (Польша), приветствовала молодых исследователей и выразила надежду на будущие встречи в очном формате.
Матсуо Кадзуаки, сотрудник японской компании Митсуо, со свойственным ему юмором вспомнил, как он в 2018 г. вместе со своим руководителем Т.А. Заиндиновой собирал материал для доклада («Концепты ''мужик и баба'' в русском языковом сознании»), подчеркнул, как важно в наше непростое время общение, культурные и деловые контакты.
Ян Чуан, выпускник ИФИЯМ ИГУ, сейчас работает в КНР, в поздравительном письме выразил восторг от «Моды от народа»: дефиле участниц конференции в русских сарафанах, таких непохожих на традиционное китайское платье.
Тематика круглых столов:
- Как подготовить ученика к ЕГЭ по русскому и литературе (сложные задания в программе ЕГЭ).
- Работа учителя в школьной аудитории по выявлению и предотвращению проявлений терроризма и экстремизма.
- Агитплощадка для обучающихся средних образовательных учреждений г. Иркутска и Иркутской области «Вы с нами?! Филология, иностранные языки и медиакоммуникация – пространство талантливых и успешных».
- Тематические встречи, связанные с литературным календарём, лингвистические квесты, дискуссии с участием иностранных обучающихся о значении русского языка как родного и иностранного.
- Обсуждение научно-исследовательских проектов («Слово о Кирилле и Мефодии»).
Охват авторов и исторических периодов, представленных на конференции, был чрезвычайно разнообразен — от Тургенева и Гоголя, например, до писателей современной литературы. Материалом для одного из исследований послужило творчество малоизвестного балаганского поэта М. Н. Кривошеина, поэта из г. Зима А. Сыча, что имеет региональное значение.
На конференции также были широко представлены результаты проектной деятельности школьников — первый опыт создания аспектного словаря (словарик диалектизмов в рассказах В.Г. Распутина, словарь молодежного сленга, словарь модных иноязычных слов), интерактивная экскурсия по Царскосельскому лицею, которую можно включить в уроки по изучению творчества А. С. Пушкина.
Представленные доклады свидетельствуют о том, что научные интересы школьников отличаются многообразием и обращены к разным этапам истории российской культуры. Так, доклад «Принципы изображения святого в древнерусской литературе» посвящался истории становления православной культуры и христианского образа мысли. Большая часть исследований, отраженных в докладах, направлена на рассмотрение вопросов духовности, нравственных ориентиров как отражения национальной картины мира и истории народа: «Житейская мудрость притчи», «Слово “дом” как символ семьи и русского уклада на материале пословиц и поговорок», «Прецедентные тексты как отражение национальной культуры», «Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века», «Письма с фронта как исторический источник».
В докладах обучающихся Православной женской гимназии анализируются сложные духовные проблемы (Мария Дронова прочитала основное пятикнижие Ф. М. Достоевского, каждую книгу рассмотрела в Евангельском контексте, по каждой книге оформила инфографический плакат для читателей).
Исследования, направленные на осмысление вопросов современной речевой культуры, коснулись изменений в области русской орфографии, употреблению фиминитивов в речи, описанию лонгрида как актуальной формы работы с художественным текстом.
Разнообразием тем также отличались студенческие исследования: от функционирования в русском языке префиксоида КИБЕР (Елизавета Лютикова), анализа лексико-семантического уровня языковых единиц и фразеополя (Хоу Тяньцзао, Син Янань, Рябов Тимофей, Маклаков Игорь) до анализа явлений экспрессивного синтаксиса (Шешнева Екатерина, Агурьянова Александра).
Большой интерес вызвали доклады, направленные на сравнение образов разных культур — сравнительный анализ образа сороки в русской и китайской языковых картинах мира, анализ «Феномен конфуцианства как философско-этической системы»; прочитанные наизусть отрывки из бурятских улигеров; ученицы из Усть-Ордынской школы интерпретировали традиции улигершинов (исполнителей улигеров) в современной стилистике).
Справочно
Областная открытая научно-практическая конференция «Великое русское слово» впервые состоялась в 2002 году на базе школы № 75 г. Иркутска. В разные годы проводилась в Православной женской гимназии во имя Рождества Пресвятой Богородицы, Иркутской областной государственной универсальной научной библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского и в ИФИЯМ ИГУ.
Идея сотрудничества с образовательными учреждениями города и области, связи вуза и школы, помощь учителям сельских школ в выборе темы исследования, методов и экспериментальных методик, научной литературы по теме исследования, систематизации материала, его презентации воплотились в практическом результате — по итогам конференции публикуется сборник научных статей (РИНЦ с 2015 г.).
Научная площадка конференции открыта и для студентов 1-2 курсов вузов Приангарья. С 2017 года в программе конференции представлены доклады не только русских, но и иностранных студентов (Италия, Польская народная республика, КНР, КНДР, Япония).
Общее количество участников конференции приблизилось к двум тысячам. Её географическое пространство так велико: гг. Иркутск, Ангарск, Братск, Балаганск, Тулун, Тайшет, Шелехов, Черемхово, Зима, Усолье-Сибирское, Усть-Орда, Слюдянка, а также посёлки Иркутской области (Нижняя Иреть, Буреть, Большой луг, Кутулик, Чунский, Биритская СОШ, Хадаханская и Большееланская школы, Усть-Уда, Октябрьский, Шарагайская СОШ и др).