«Комсомольская правда» начала публикацию цикла материалов по воспоминаниям директора астрономической обсерватории ИГУ Сергея Язева, о том как проходила экспедиция ученых к месту падения Витимского болида на север Иркутской области в сентябре 2002 года.
Мы публикуем отрывки текста, а полную версию вы можете прочитать на сайте издания.
«… Не зная, куда обратиться, мы, жители Бодайбо и поселка Балахнинский Бодайбинского района, в телефонном справочнике нашли ваш номер телефона-факса. Просим сообщить информацию о явлении, которое мы наблюдали. В ночь с 24 на 25 сентября 2002 г. в 1 час 50 минут жители Бодайбо и п. Балахнинский наблюдали неопознанное тело. Скорость падения огромная, тело горячее. Вся местность была освещена очень ярко… Ощущался сильный удар. Земля дрожала, как при землетрясении... И вот вечером 1 октября в месте падения многие жители наблюдали цветное свечение атмосферы, отдаленно напоминающее северное сияние. Мы очень обеспокоены. Просим не оставить без внимания наше письмо и информацию прислать по факсу в г. Бодайбо».
Вместе с Сергеем Хамидулиным мы выехали на берег Витима. Он указал остров, где он рыбачил в ту ночь, показал, как пролетел по небу яркий болид – «свет был, как от сварки». Когда вернулись в мэрию (Мамско-Чуйского района), сюда уже прибыли трое девятиклассников, они ночевали в зимовье на горе – в тот день они собирали кедровые шишки. Среди ночи за окном избушки на несколько секунд возник ослепительный свет. Один из мальчишек оказался сообразительным, и предсказал: «если это метеорит, то сейчас бабахнет». И тут же бабахнуло! Подпрыгнула железная печка, посыпалась посуда, одного из пацанов отбросило от стенки. А наутро в голубом небе была видна «какая-то муть – темная полоса, не похожая на обычный дым».
Переправа действительно оказалась непростой. На моторке нашу команду из шести человек перевезли за три раза. Лодка умело лавировала между льдин, и трижды пришлось менять поврежденные о глыбы винты.
Наконец, прибор GPS показал - мы на месте. Но в точке под траекторией не было кратера (найти который мы втайне надеялись). Зато здесь нашли явно недавно отломанные сосновые ветки, и даже несколько свежесломанных молодых сосен. Судя по всему, ударная волна мощно встряхнула лес, замерзшие деревья (к моменту пролета болида здесь стояли отрицательные температуры и уже лежал неглубокий снег) не выдержали. Позже я запросил данные метеостанции – никаких сильных ветров за последние пару месяцев не наблюдалось. Мы измерили уровень радиоактивности и зафиксировали обычный природный фон.