/ru/news/2022/details/news-id2022
К 90-летию Беркина Наума Савельевича — одного из старожилов географического факультета ИГУ
30 июня 2022
BerkinNS_young

24 июня одному из старожилов географического факультета ИГУ Беркину Науму Савельевичу исполнилось 90 лет. Сегодня он на заслуженном отдыхе, но продолжает поддерживать связь с родным факультетом, где руководил кафедрой физической географии и геоэкологии в течение 22 лет. К юбилею Наума Савельевича его коллеги подготовили статью, которую мы приводим полностью.

Справочные сведения гласят следующее: крупный специалист в области воднобалансовых исследований на территории Предбайкалья; руководитель кафедры физической географии и геоэкологии географического факультета ИГУ в период с 1979 по 2001 гг.;  57-лет общего рабочего стажа, 42 года в университете, из них 33 на кафедре физической географии и геоэкологии. Но за этими сухими фразами стоит целая жизнь ученого- исследователя, который свои романтические идеалы юношества — увлечение географией, путешествиями, экспедициями, пронес через годы, посвятив своему любимому делу более полувека.

По жизненному пути Наума Савельевича можно совершить экскурс в историю нашей страны, потому как у большинство ученых советского времени их личностные, карьерные, научные достижения неразрывно связаны с теми задачами, которые ставило перед собой общество: строительство новых городов, оценка природно-ресурсного потенциала регионов, открытие факультетов и основание кафедр, изыскания и строительство мощнейших гидротехнических сооружений и пр. Все начинания, устремления, да и просто ежедневный труд были сопряжены с моралью и этикой советской идеологии: любовь к Родине, добросовестный труд, сознание общественного долга, товарищеская взаимопомощь, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни.

Наум Савельевич воспитывался в многодетной семье, был старшим среди трех сыновей Завеля Наумовича и Софьи Залмановны. Родился он в 1932 г. в городе Орша, Витебской области, в этот и последующий год в Белоруссии был сильный голод, что и было основанием для решения родителей переехать в Забайкалье, где Софья Залмановна проживала до замужества, там же находились ее близкие родственники. Решение оказалось судьбоносным, так как дальнейшие события показали, что это спасло семью от гитлеровской оккупации в годы ВОВ.

 Детство и школьные годы прошли в бараке города Улан-Удэ. Из воспоминаний детства Наум Савельевич отмечает: «В отличие от некоторых соседей по бараку, мы жили довольно сносно, т.к. у нас была своя картошка, которую выращивали на участке у дома, а также в деревне Саянтуй, где была выделена земля для коллектива железнодорожного училища… Мама днем хозяйничала, занималась нами, а ночью была шила. Это была работа на дому - заказы по пошиву верхней женской одежды… В летние дни, позавтракав, мы с братьями отправлялись на реку Уду или Селенгу и там до одурения целый день купались. К вечеру возвращались домой, и маме требовалось больших усилий, чтобы накормить эту голодную гвардию. В летние месяцы мы почти никогда не носили обувь и ходили босиком, и к осени ступни ног становились настолько жесткими и твердыми, что свободно дробили стекло…».

В школьную пору оформляется интерес Наума Савельевича к географии, а любовь к предмету усилилась с появлением нового учителя, Леонида Григорьевича Пастернака, который оказал огромное влияние на становление своих учеников, в их памяти сложился такой образ: «Эрудит и необыкновенный рассказчик, поэт в душе и настоящий интернационалист, тонкий наблюдательный психолог с мудрым сердцем. Открыватель творческих задатков и ваятель талантов. Милейший, обаятельный и учтивый человек, в решительную минуту, однако, был способен проявить твердость характера, постоять за правду или выразить свой протест, в том числе в защиту своих учеников. Это был истинно российский интеллигент в самом высоком значении этого слова». Все эти личностные качества абсолютно точно характеризуют и Наума Савельевича. Для нас, его учеников, именно душевная щедрость, любовь к людям отличали «педагога» от наставника, а редкий дар формировать профессионализм через личностный потенциал каждого студента, воистину, делали труд нашего учителя уникальным.

Еще одно эпохально событие имеет четкую временную привязку - 1948 г.- в газете «Правда Бурятии» публикуется заметка об открытии в Иркутском госуниверситете географического факультета, так восьмиклассник Беркин определился со своей главной мечтой на ближайшие три года.

Студенчество 50-хх…: «На нашем курсе обучалось 60 студентов, распределенных поровну на географов и картографов… Трамваи с открытыми площадками всегда были переполнены, и молодежь гроздьями висела в дверях, держась за поручни… Затраты на одежду и обувь были невелики. Зимой я носил телогрейку, которую сшила мама, а осенью и весной - старое пальто, подаренное дядей Матвеем. Первый костюм и пальто появились у меня на третьем курсе на собственно заработанные деньги… В образовавшиеся каникулы я с компанией мужиков с отцовской работы, съездил в тайгу за черникой, а несколько дней спустя – за орехами…» (Наум Беркин, Страницы жизни, Иркутск, 2013).

Учебная практике по метеорологии и гидрологии после первого курса проходила на гидрометеорологической станции Ангарск. И это именно станция, так как в 1951 г. города не существовало. На этом месте располагались лагеря с 200 тысячами заключенных, строивших город и химический комбинат…

Летняя практика после 2-го курса - Мамско-Чуйская экспедиция по разведке слюды от Иркутского геологического управления. Перелеты Иркутск-Мама-Бодайбо, затем 70 км по узкоколейки, а далее 100 км пешком до Максимихи, где располагался отряд. С этого момента Патомское нагорье не просто географический объект на карте, а факт биографии.

Летняя производственная практика после окончания 3 курса проходила на р.Илим. По заданию от Управления малых рек Восточносибирского пароходства необходимо было составить лоцию реки (судоходную карту) на расстоянии 50 км. Четыре студента географического факультета выполнили весь комплекс геодезических и гидрологических работ: нивелировка и построение продольного профиля, составление топографического плана, промеры глубин и скоростей течения, расчеты расходов воды. За гидрологическую часть отвечал студент Беркин. Баржа и три весельные лодки стали для ребят плавучими домами на весь период полевых работ. Воспоминания превосходные, экспедиционные дни омрачало лишь обилие гнуса, да, и еще пунктик - прекращение финансирования в разгар работ - «манная каша три раза в день стала нашим «излюбленным» блюдом почти на месяц». Во так и приобретался профессиональный опыт.

Профессиональную карьеру после окончания географического факультета Иркутского госуниверситета в 1955 г. Наум Савельевич начал с должности инженера-гидролога в Иркутской гидрометеорологической обсерватории. В сферу его деятельности входила организация снегомерных наблюдений в труднодоступных горных районах Верхней Лены в пределах Приморского и Байкальского хребтов.  Снегомерные съемки позволили определить запасы воды в снеге для неизученных в гидрометеорологическом отношении территорий. Полученные результаты легли в основу составления долгосрочного гидрологического прогноза весеннего половодья р. Лены.

Дальнейшая деятельность Наума Савельевича связана с Иркутской гидрогеологической станций, где, работая старшим гидрологом, он занимался организацией широкомасштабных воднобалансовых наблюдений в различных ландшафтных районах Иркутской области. Кроме того, им были выполнены гидроклиматические расчеты и составлен водный баланс Предбайкалья. Именно эти материалы были положены в основу кандидатской диссертации, успешная защита которой состоялась в диссертационном Совете Иркутского госуниверситета в 1969 г.

Зрелый специалист с огромным опытом экспедиционных исследований, организацией работы на стационарных постах наблюдений, разработавший собственную методику долгосрочной прогнозной модели, конечно, не мог пройти незамеченным для руководства географического факультета ИГУ. И с 1970 г, когда Наум Савельевич был приглашен на кафедру «гидрология суши», начинается его педагогическая карьера.

Основные результаты научно-практических исследований:

  • Организация многолетних экспедиционных снегомерных исследований в верховьях р. Лены и проведение гидрометеорологических наблюдений за интенсивностью снеготаяния и ходом весеннего половодья в различных высотных поясах.
  • Разработка методики и составление долгосрочного прогноза объема весеннего половодья и максимальных уровней р. Лены для пунктов Качуг, Жигалово и Осетрово.
  • Организация воднобалансовых участков в различных типах ландшафтов Иркутской области. наблюдения за режимом подземных вод, атмосферных осадков, испарения и стока. Расчет элементов водного баланса: осадков, стока, испарения и составление соответствующих карт для территории Иркутской области.
  • Оценка ресурсов подземных вод Иркутской области.

Учебно-методическая деятельность:

  • под руководством Н.С. Беркина подготовлена и опубликована монография «Иркутская область (природные условия административных районов)»; разработано учебное пособие «Байкаловедение»;
  • консультирование и авторство ряда разделов Историко-географического атласа г.Иркутска;
  • консультирование и авторство серии карт атласа «Иркутск и Иркутская область»;
  • разработка лекционных курсов и методическое обеспечение дисциплин «Гидрометрия», «Водохозяйственные расчеты», «Гидрография», «Водно-технические изыскания», «Учет стока на ГЭС», «Воднобалансовые исследования», «Общая гидрология», «Мелиоративная география», «Физическая география Иркутской области»,«Байкаловедение».

Для нас, его учеников-коллег, Наум Савельевич, прежде всего, друг, великолепный рассказчик, человек с потрясающим чувством юмора, силой духа и мудростью, уникальным жизненным опытом. Это нельзя соотнести с годами стажа, количеством публикаций, масштаб личности осознаешь лишь поняв, что именно этот человек во многом определил твои жизненные приоритеты, ценностные ориентиры.

Наум Савельевич, доброго здравия!

Управление информационной политики ИГУ
Телефон: 521-971