В газете «Иркутский университет» № 6 от 20 июня опубликовано интервью о стажировке во Франции студентки ИГУ Екатерины Черниковой.
Учеба в университете дает большое количество возможностей, студентам хочется совершенствоваться и идти дальше, поэтому стажировка в другой стране — отличная возможность для развития. Мы поговорили с Катей Черниковой, узнали о ее путешествии во Францию и опыте учебной стажировки за рубежом.
— Привет! Расскажи немного о себе. Почему решила поступать на направление «Международные отношения» исторического факультета?
— Привет! Я Катя, мне 20 лет. С детского сада изучаю и люблю английский язык, а со средней школы — историю. Такие увлечение образовали интересный симбиоз, который в 2020 году перешёл в поступление на исторический факультет на направление «Международные отношения», где многие мои интересы органично сочетаются и сейчас.
— Расскажи о своей стажировке во Франции. В каком городе и в каком университете ты училась там?
— Стажировка длилась чуть более четырёх месяцев. Начиналась она третьего января, а заканчивалась шестого мая. Мне посчастливилось учиться в Ренне на северо-западе Франции, в исторической области Бретань. А принял меня Реннский институт политических исследований Sciences Po Rennes.
Учебный день всегда был разным. Для программы на английском языке это часто было одно-двухчасовое занятие в день и самостоятельная работа в библиотеке. Студенты, обучающиеся на французском, конечно, были загружены больше. Больше всего, наверное, запомнился недельный период весеннего перерыва между основной программой и экзаменами. Как раз тогда мне удалось хоть немного попутешествовать. Поездить по французским городам было чудесным опытом. Я теперь очень люблю Лион.
— Сколько лет изучаешь французский и где ты его изучала?
— Изучаю французский около четырех лет, но очень нестабильно. В школьные годы пару лет изучала его с одноклассниками. Сейчас же изучаю второй год с одногруппниками.
— Ты самостоятельно нашла стажировку или через университет? Был отбор? Как он проходил?
— Со стажировкой мне очень помогли в университете. Сначала о стажировке мне сообщила уважаемая Александра Сергеевна Куклина, наш преподаватель и заместитель декана по внеучебной работе, а затем, по большей части, работала с управлением международных связей ИГУ и конкретно с Кристиной Евгеньевной Савиной. Отбор был и в нашем университете, и в Sciences Po. Точно знаю, что никогда не была единственным кандидатом, однако, приняв все риски и заполнив все документы, в итоге осталась одна, дожидаясь ответа из Франции. Не могу сказать, что требования были очень высокими. Среди них стандартно было знание английского языка на уровне не ниже B2, начальное знание французского, высокая академическая успеваемость и успешное прохождение всех бюрократических процедур.
— Какой уровень языка требуется для стажировки и жизни во Франции? Улучшилось ли знание языка после поездки?
— Мне очень повезло с требованиями к языку, так как подавалась я ещё на первом году обучения, только начав вспоминать, что такое французская речь, а училась на программе на английском языке. Знания, конечно, улучшились. Не могу сказать, что именно во Франции учить язык эффективнее — у нас преподаватели учат французскому точно не хуже. Однако из-за самого проживания во Франции очень многое выучилось само собой. В будущем, конечно, могу попробовать податься и на программы на французском, но определённо нужно совершенствовать знания языка.
— О чем больше всего ты переживала перед и во время стажировки?
— Думаю, больше всего переживала, что просто не впустят в страну и выгонят на границе. В период пандемии очень сложно куда-то уехать, даже если есть основания для поездки. Во время самой стажировки, как ни странно, начала переживать о том же самом.
— Расскажи о том, как прошёл твой первый день во Франции. Какие эмоции были?
— Мой первый день был очень изматывающим. Пришлось проехать от Парижа через всю страну на автобусе и в ночи искать своё общежитие. Я тогда ещё не знала, что ночью, а тем более в выходные, ничего не работает. Но мне очень повезло встретить французскую пару, которая помогла тогда. Так что первым впечатлением все же была человеческая доброта.
— Как тебе в целом Франция? Французы — какие они?
— Очень трудно было просто приехать для начала. Я заболела коронавирусом прямо перед Новым годом и вылетом соответственно. Приехала позже всех и была совершенно не приспособлена говорить на английском на бытовые темы, а остальные трудности я бы сочла за опыт. Францию я полюбила однажды и навсегда. В Иркутске масштабов с избытком, а вот Бретонского климата очень не хватает. Он похож на климат Санкт-Петербурга: дождливый и изменчивый, но мягкий. Различие в том, что во Франции ощутимо теплее. Пожив в городе, который можно обойти за пару часов, начинаешь сходить с ума от часа в маршрутке. Разумеется, по французам тоже скучаю. Люди везде разные, но те, которые повстречались мне, были лучшими.
— Что самое ценное ты вынесла из стажировки?
— Полагаю, ценности было две. Во-первых, английский — язык мира, а учить нужно любую лексику. За границей у вас обязательно будут разговоры про все на свете, поэтому название мочки уха на английском тоже нужно помнить наизусть. А во-вторых, никогда не нужно прекращать открываться новым культурам и новым людям. Я училась со студентами из десятков стран и полностью уверена, что никогда не стоит упускать возможность выбирать новое.
— Какие у тебя планы на будущее?
— Узнав больше о возможностях, теперь и планирую больше. Наверное, главное — это побывать в качестве волонтера в другой стране. По самим странам предпочтений нет, так как любой опыт может быть полезен. Волонтерство же является для меня перспективным способом реализации умений и накопления знаний. И продолжать учиться, конечно же.