В газете «Иркутский университет» № 2 (1982) от 25 февраля 2022 года опубликована статья под заголовком «Субурбанизация в Иркутской области: путь одноэтажной Америки или собственная дорога?», в которой проректор по научной работе и международной деятельности Константин Григоричев рассказывает о научном проекте в рамках нового гранта РНФ.
Всем известное село Хомутово Иркутской области еще 15-20 лет назад было классической деревней, а сейчас это целый сельский мегаполис, который быстро развивается и расширяется. Попытаются понять, с чем же связаны эти процессы, ученые нашего университета в рамках нового гранта Российского научного фонда.
Что же это за проект?
Грант «Демографические эффекты субурбанизации в сибирском регионе» направлен на изучение процесса формирования пригорода в Иркутской области – это поисковое исследование, которое рассчитано на два года и реализуется коллективом из двух человек. Руководитель научной группы – Константин Григоричев, доктор социологических наук, проректор по научной работе и международной деятельности Иркутского государственного университета, и его коллега – Дмитрий Тимошкин, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник лаборатории исторической и политической демографии ИГУ.
Для стран постсоветского пространства вообще и России в частности пригороды – это достаточно новый феномен по сравнению со странами Западной и Центральной Европы и Америки, так как появился он 20-30 лет назад. В связи с этим тема эта мало изучена, особенно в России. В рамках гранта ученые планируют изучить молодое явление в демографической перспективе: влияет ли субурбанизация на смертность и рождаемость, поскольку одним из самых распространенных мотивов переезда в пригород является возможность создания большой семьи.
– Это очень конкретный грант, перед нами стоит совершенно понятная поисковая задача, которую нужно решить, чтобы дать задел для более крупного проекта и найти перспективы для дальнейшего развития темы. В случае если все получится с этим проектом, мы будем подавать заявку на его расширение. Тогда, естественно, мы будем привлекать коллег по университету и молодых ребят из числа студентов или аспирантов, – рассказывает руководитель гранта Константин Вадимович Григоричев.
Кроме этого, проект направлен и на исследование миграционных процессов в пределах самого пригорода: начинаются ли переезды из одной части пригорода в другую или пока идет движение только в пригород из других населенных пунктов. Это необходимо для общего понимания процесса субурбанизации (процесс формирования пригородов) и сравнения его с другими странами, что позволит включиться в мировую дискуссию по этому вопросу.
Этапы реализации проекта
Первый этап, который будет реализован в этом году, будет связан прежде всего с изучением статистических данных на уровне муниципальных образований о движении населения, рождаемости, смертности, и их привязкой к пространству, т.е. к картам. Это поможет посмотреть, выделяется ли пригородная зона по демографической специфике.
На втором этапе, в 2023 году, будет рассматриваться миграционное движение внутри пригорода и формироваться гипотеза о том, как происходит демографическое развитие пригорода. Константин Григоричев и Дмитрий Тимошкин будут сопоставлять статистические данные разных сельских поселений, чтобы понять, происходит ли переток населения из одних пригородных поселений в другие и, соответственно, произошел ли переход на новый этап развития пригородов или мы все еще находимся на первичном этапе формирования пригородной зоны.
Помимо статистики еще одним важным методом исследования будет анализ того, как демографические, миграционные процессы пригородного движения отражаются в цифровых социальных медиа – это форумы, социальные сети, групповые чаты и т.д. Этим будет заниматься Дмитрий Тимошкин, который является специалистом в области цифровой этнографии и антропологии. Его задача – из большого массива цифровой информации найти сведения (сообщения), отражающие мотивацию демографического и миграционного поведения людей. Такой метод позволит сделать анализ более глубоким и увидеть то, что обычно остается недоступным взгляду исследователя. Эта работа также внесет вклад в развитие самого метода, что не менее важно, так как цифровая этнография находится в России на стадии становления. Поэтому Дмитрий во многом будет новатором в применении этого относительно нового подхода.
Теоретическая и практическая значимость
В мировом научном сообществе выделяют два основных подхода к субурбанизации (хотя их существует большое количество). Первый подход – это идея о том, что города и пригороды развиваются по единой логике, проходя через определенную последовательность этапов, только разные страны и разные регионы раньше или позже включаются в этот процесс. Другой подход заключается в том, что развитие городов и пригородов идет не одинаково, возможны самые разные пути и совершенно не обязательно, что каждая страна будет проходить через одни и те же этапы.
Но в мировых научных дискуссия не могут прийти к какому-то единому мнению. Очень часто возникает вопрос о пути урбанизации в постсоциалистических странах в целом и России в частности. Наша страна долгое время шла своим путем, и пригороды как явление возникло у нас совсем недавно, поэтому российского материала почти нет в мировой научной дискуссии. Это огромный пробел, который не позволяет сделать какой-то общий вывод относительно процесса формирования пригородов, а грант даст возможность изучить Россию и дополнить знания.
– Наш научный коллектив попытается понять, в какую сторону Россия развивается. Идет ли она по пути одноэтажной Америки, и идет по пути догоняющего развития, или же она пошла по собственном пути. Таким образом, это исследование поможет нам включиться в мировую теоретическую дискуссию. Нам, как ученым, конечно же, наиболее интересна именно теоретическая разработка темы. Однако то, что мы разрабатываем в теории, вполне может найти практическое применение. Как говорил Владимир Ильич Ленин, «нет ничего практичнее хорошей теории», – делится Константин Григоричев.
Результаты проекта могут быть востребованы в самых разных сферах. Например, в вопросе планирования территориального развития и разработке новой концепции социально-экономического развития регионального центра и области.
– Иркутск очень тесно связан с пригородами: если добираться утром из Ново-Ленино или со стороны Байкальского тракта в центр города, можно попасть в пробку, потому что люди из пригорода каждый день массово едут на работу, а вечером наоборот возвращаются. Это самый простой и обыденный показатель того, насколько город связан со своими пригородами, – добавляет руководитель гранта.
Поэтому важно учитывать пригород и тех людей, который там живут, при планировании развития города и региона, так как проблемы муниципального района не могут быть решены только на уровне муниципальной администрации.
Безусловно, результаты этого проекта могут быть использованы бизнесом. Рост населения пригорода неразрывно связан с развитием и расширением потребительского рынка в самом широком смысле: это не только товары магазинов, но и сфера обслуживания (детского, медицинского, бытового и т.д.). Хорошим примером перспективности этого направления является село Хомутово: вдоль трассы за последние 10 лет вырос целйх комплекс из нескольких торговых центров.
В результатах этого исследования может быть очень заинтересован и девелоперский бизнес при разработке проектов и предложений.
Перспектива расширения проекта
Как говорят ученые, расширение проекта будет зависеть от того, какие результаты они получат, но уже сейчас существует несколько вариантов развития событий. Если будут найдены какие-то существенные отличия демографической ситуации в пригороде от других населенных пунктов, то дальше требуется географическое расширение проекта.
– Россия – очень большая страна, и пригороды Москвы отличаются от пригородов Иркутска или Улан-Удэ. Безусловно, есть у них общие черты, но есть и разные. Нужно будет сделать сравнительный анализ, чтобы от одного предположения перейти к возможности формирования более общих закономерностей», – рассказывает проректор ИГУ.
Другое направление для развития – это сравнение с ситуацией в зарубежных постсоциалистических государствах, прежде всего с Восточной и Центральной Европой (Чехия, Польша и другие страны), с Китаем и др. Здесь будет необходимо взаимодействие с зарубежными коллективами. Проведение сравнительного анализа по публикациям возможно, но намного эффективнее, когда исследования проходят по более или менее сходной программе.
Если говорить о совсем дальних перспективах, 15-20 лет, то интересно будет посмотреть, как поменяется демографическая ситуация в пригороде уже после того, как там вырастет первое поколение детей.