/ru/news/2022/details/news-id2022
Лучшие научные публикации ИГУ в 2021 году. Физика
3 марта 2022
18

Статья по результатам исследований, выполняемых на Байкальском нейтринном телескопе Baikal-GVD, соавторами которой выступили ученые-физики Иркутского государственного университета, опубликована в высокорейтинговом научном журнале European Physical Journal C в номере № 81 (2021 год). Таким образом, в очередной раз подтверждена высокая публикационная активность ИГУ, которая является одним из важнейших критериев оценки эффективности деятельности университета и результативности, собственно, самих вузовских ученых.

Журнал European Physical Journal C относится к первому квартилю (квартиль — категория журнала, отражающая востребованность издания научным сообществом) международной базы данных Web of Science. Публикации в Web of Science (а также в Scopus) имеют максимальный вес при определении результативности российских ученых. Отметим, по количеству высокорейтинговых публикаций ИГУ является лидером среди научных и образовательных организаций Байкальского региона.

В статье «Measuring muon tracks in Baikal-GVD using a fast reconstruction algorithm» приводятся некоторые научные результаты, полученные в результате деятельности Байкальского нейтринного телескопа Baikal-GVD — проекта, реализуемого международной коллаборацией Baikal, ключевым участником которой является НИИ прикладной физики ИГУ.

Tanaev_1-3

Андрей Танаев, директор НИИ прикладной физики ИГУ:

— Авторы статьи поясняют, что схема телескопа, который состоит из очень большого количества оптических датчиков, сложным образом расположенных в виде вертикальных цепочек, оптимизирована для измерения астрофизических нейтрино с очень высокой энергией 100 ТэВ и выше. Каждое нейтрино, зарегистрированное телескопом, создает особый след в воде — трек. По этим трекам и восстанавливаются параметры взаимодействия прилетевших нейтрино с водой, а также свойства самих нейтрино.

В статье описывается новый быстрый алгоритм такого восстановления. Этот алгоритм, применённый к данным, собранным в 2019 году позволил обнаружить как нисходящие атмосферные мюоны, так и восходящие атмосферные нейтрино, что является важнейшим этапом в процессе экспериментальной проверки надежности и эффективности конструкции Baikal-GVD.

В числе соавторов статьи — ученые ИГУ: доктор физико-математических наук, главный научный сотрудник Николай Буднев, кандидаты физико-математических наук, старшие научные сотрудники Татьяна Гресс и Борис Таращанский, научные сотрудники Алексей Дячок, Александр Гафаров, Виктор Таболенко, Евгений Рябов, Рашид Миргазов.