В январском выпуске газеты «Иркутский университет» опубликован материал, в котором студенты рассказывают о своей научной и творческой деятельности. Интервью корреспонденту издания дали Родион Шантанов, обучающийся на четвертом курсе Института социальных наук, и магистрант Педагогического института Георгий Петров.
Родион Шантанов
— Родион, расскажи, пожалуйста, о своей научной деятельности. Как давно ты ей занимаешься?
— Наука заинтересовала меня еще с первого курса. И вот уже три с лишним года я, хотя может быть это и громко звучит, причисляю себя к молодым ученым.
— Какие области науки тебе интересны больше всего?
— Я учусь в Институте социальных наук. Мои преподаватели оказали на меня большое влияние и, конечно, областью моих научных интересов является большая социология. Если же говорить об узких направлениях, то это этносоциология, социология молодежи и социология села.
— Расскажи про свои научные исследования. Что ты изучаешь?
— Большая часть моих исследований посвящена бурятской молодежи Усть-Ордынского бурятского округа, которая относится к сельскому населению. К этому пришел благодаря моему преподавателю Людмиле Анатольевне Гуринович. Интересно просматривать их интересы, жизненные ориентиры, мнения по поводу социальных проблем, с которыми они сталкиваются. Сегодня активно изучаю проблему девиантного поведения сельской молодежи на территории Усть-Ордынского округа. К этой проблеме пришел благодаря тесной работе с Владленой Владимировной Поповой, доцентом кафедры социальной работы. Конечно, параллельно и произвольно прослеживаются многие вопросы миграции молодежи из села в город (давняя проблема, которая до сих пор не решена), а также причины утраты или снижения уровня этнической самоидентификации представителями бурятской молодежи. Вообще, вдохновение на новые работы получаю на занятиях доцента кафедры социальной работы Елены Анатольевны Туринцевой, развитие этих идей обсуждаю с Екатериной Владимировной Решетниковой, которая возглавляет кафедру.
— Есть ли награды за научные исследования? Какие?
— За какую-то конкретную работу нет, а, в общем, по всей научной деятельности за определенные периоды есть. К ним относятся: стипендия Благотворительного фонда имени Юрия Тена, стипендия Оксфордского Российского фонда, стипендия Губернатора Иркутской области, стипендия Правительства Российской Федерации. Эти стипендии я получил за определенный период научной деятельности, которую также подкрепила моя общественная работа в рамках различных общественных организаций, в частности волонтерских. За помощь в продвижении меня в конкурсах на получение стипендий хочется выразить особую благодарность Оксане Александровне Полюшкевич, доценту кафедры государственного и муниципального управления и Елене Сергеевне Кузьминой, доценту кафедры социальной философии и социологии.
— Ты получаешь Оксфордскую стипендию. Расскажи, пожалуйста, об этом подробнее?
— Сегодня я дважды стипендиат ОРФ. Первую стипендию я начал получать на третьем курсе за свою научную деятельность на первом и втором курсах. Вторую стипендию я получаю в этом учебном году, будучи на четвертом курсе. Как я отметил выше, получаю за свою научную и общественную деятельность.
— Как давно ты занимаешься волонтерством?
— Волонтерством занимаюсь со школы, но особенно увлекся уже в студенческие годы. Благодарен Молодежному волонтерскому движению «Ирида» нашего ИСН ИГУ за реализацию своих идей и возможность участия в проектах, направленных на детей из социальных учреждений. Сейчас я тимлидер Иркутского регионального волонтерского центра, участвовал в таких масштабных мероприятиях как 45-й мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам WorldSkills в Казани и Кубке России по хоккею с мячом, который прошел в здании нашего нового Ледового дворца «Байкал».
— Какие у тебя есть еще увлечения помимо науки и волонтерства?
— Сегодня причисляю себя к собирателю бурятского фольклора: у меня трепетное отношение к устному народному творчеству моего родного народа. Изредка сочиняю стихи на бурятском, люблю музыку на национальных инструментах морин-хуур, лимбэ, ятаг, иочин. Со школьных лет являюсь сказителем бурятских героических эпосов. Особый интерес представляет сфера ивент-менеджмента, в которой я сегодня нашел реализацию своих идей и собрал вокруг себя хорошую команду.
Георгий Петров
— Гоша, расскажи, пожалуйста, о своей творческой деятельности.
— Творчество привлекало меня всегда, сколько я себя помню, начиная с детсадовских спектаклей и по сей день. В начальных классах я занимался латиноамериканскими танцами. Мой старший брат в это время поступил в музыкальную школу, я смотрел на него, и мне нравилось, как он играет, поэтому я попросил родителей записать меня и туда тоже. Со временем я понял, что музыка мне нравится все-таки больше, поэтому я сосредоточился на ней. Параллельно в школе я участвовал во всех возможных спектаклях и музыкальных конкурсах. Несколько музыкальных спектаклей мы даже поставили на английском. В девятом классе я перешел в лицей, и там мы с одноклассниками собрали свою рок-группу, выступали на местных концертах. В университете мы с одногруппниками собрали еще одну рок-группу, но выступали не очень много. В конце концов, учеба всех поглотила, и группа сошла на нет. Параллельно, на первом курсе я пришел в хор, а на третьем курсе стал одним из первых участников арт-группы «Высшая школа». Так вот до сих пор и пою в хоре и в «Высшей школе».
— Когда ты решил, что будешь петь? Как попал в хор?
— Петь мне всегда нравилось. У родителей даже где-то есть записи с диктофона, где я трехлетний перепеваю заставки мультиков Диснея. В школе, в нашем маленьком театре, даже как-то вопросов не возникало, буду ли я петь: у меня неплохо получалось, мне это нравилось, поэтому у меня регулярно были какие-то вокальные номера. В университете, когда собирали группу, я сразу занял место у микрофона. Благодаря этой группе я и попал, собственно, в хор. Мы выступали с группой на «Студенческой весне», Татьяне Анатольевне Ромащенко, руководителю хора молодежи и студентов ИГУ, понравилось, как я пою, и она пригласила меня.
— На каких музыкальных инструментах ты играешь?
— В музыкальной школе я учился играть на домре, там же меня немного научили играть на фортепиано (не скажу, что я прямо научился, но любой аккорд сыграть могу). В старших классах брату подарили гитару, и я самостоятельно научился на ней играть. А в группах, в лицее и в университете, играл на бас-гитаре, тоже у брата отобрал (улыбается — прим.автора).
— Есть ли награды в музыкальной сфере? Если есть, расскажи, пожалуйста, о них.
— Конечно, есть. Все эти награды коллективные, не лично мои. Я считаю, что творчество — это не соревнование, здесь не должно быть победителей и проигравших. Мы точно много раз выигрывали «Студенческую весну» и какие-то конкурсы в университете, но сколько раз — точно не скажу. А выездные конкурсы для меня связаны, скорее, с городами, где они проходят. В 2014 году мы с «Высшей школой» ездили в Омск и Новосибирск (отборочный этап и финал) на конкурс «Сибирь зажигает звезды». В 2016 — в Казань, на конкурс «Виктория», в 2017 и 2018 году — во Владивосток и Санкт-Петербург (тоже отборочный этап и финал) на конкурс «Окно в Европу». Насколько я помню, из Питера у нас нет трофея, а из остальных поездок мы приезжали с наградами. А летом 2018 года мы с хором ездили на хоровой фестиваль-конкурс в город Приедор (Босния и Герцеговина) и там взяли первое место. Эту медаль я хорошо запомнил: это было очень неожиданно, нам показалось, что другие хоры пели лучше, мы не ожидали, что жюри оценит нас столь высоко.
— Кто тебя вдохновлял в начале пути? Были ли наставники?
— В самом начале пути меня вдохновлял мой старший брат. Я считаю, что он прекрасный музыкант-инструменталист, на него я ориентировался, когда сам учился играть. В музыкальной школе у меня тоже был прекрасный преподаватель Анастасия Юрьевна Глукман, в меру строгая, чтобы держать школьника в рабочем настроении, и достаточно добрая, чтобы поддерживать интерес к музыке. В школе таким мотиватором была Елена Николаевна Верещагина, учитель английского, всегда полная энергии и творческих идей, от нее и сейчас каждый заряжается хорошим настроением.
— Трудно ли подготовиться к выступлению и выйти на сцену перед большой аудиторией? Какие эмоции ты испытываешь в такие моменты?
— Раньше было трудно, особенно в музыкальной школе. Но со временем это проходит. Приходит осознание, что сцена — это не страшно, никто тебя не осудит, если ты выступишь неидеально. Я до сих пор волнуюсь перед выходом на сцену, куда уж без этого. Но я научился перенаправлять свое волнение в то, что я называю «боевой настрой». Заодно, я перед выходом смотрю на своих партнеров, и, если они волнуются, стараюсь их отвлечь, чтобы они не накручивали себя еще сильнее. А когда выходишь на сцену, нужно просто расслабиться. Если номер отрепетирован, то все будет получаться само собой, и тут же придет уверенность в себе и тот кайф, ради которого люди и выходят на сцену. Это как прыжок с парашютом, наверное. Главное начать, сделать первый шаг, а дальше все само пойдет.
— Чем, кроме творчества, ты еще занимаешься? Расскажи немного о своей жизни.
— Я репетитор, готовлю школьников к ЕГЭ по математике, физике и информатике. Вся неделя, кроме воскресенья, у меня расписана буквально по часам с 10 до 21. Кроме того, по пятницам и субботам учусь в магистратуре, в Педагогическом институте ИГУ, по направлению «Физико-астрономическое образование». В следующем учебном году планирую запускать свой онлайн-курс подготовки к ЕГЭ по физике. Еще я играю в интеллектуальные игры («Что? Где? Когда?», Брейн-ринг, «Своя игра»). В студенческие годы выигрывал чемпионаты ИГУ и ИРНИТУ по ЧГК, два раза выигрывал Первенство Сибири, три раза представлял Иркутск на Чемпионате России среди студентов.
Ну и самое главное, у меня есть семья. Со своей будущей женой Катей я был знаком еще до университета. Мы в один год поступили на матфак, общаться начали во время подготовки к студенческой весне, а крепко сдружились уже благодаря хору. Вместе с ней мы отпели сотни концертов, съездили во все поездки с хором и с «Высшей школой». Ровно три года назад мы поженились. Утром 25 января украсили зал перед свадьбой, а вечером поехали выступать на концерте в честь Дня студента. А год назад у нас родился сын. Так что, когда у меня появляется свободное время, стараюсь проводить его с семьей.
— Что ты можешь пожелать студентам?
— Самое главное, что я могу пожелать — не будьте скучной массовкой. Студенчество — прекрасный период, университет дает множество возможностей для самореализации, пользуйтесь этим! Лично я, когда думаю о времени учебы на матфаке, вспоминаю, в основном, не пары и подработку в свободное время, а всю эту внеучебную жизнь: репетиции, концерты, интеллектуальные игры. Именно благодаря этим активностям я познакомился с будущей женой, встретил своих близких друзей. Не упустите время, беззаботная студенческая молодость быстро проходит!