Байкальская Школа пиар и журналистики ИГУ (Школа пиар) занимается профессиональной переподготовкой пиар-специалистов, журналистов, рекламистов, маркетологов. Здесь учатся люди, уже работающие в сфере коммуникаций, но не имеющие профессионального образования, а также студенты-старшекурсники разных направлений.
Развитие дополнительного образования сейчас является общероссийским трендом Так формируется ответ на запрос рынка. Но не только. Есть и другой аспект: образование реализует актуальные потребности взрослого человека, помогает выбраться из непростой жизненной ситуации — на работе или в личной жизни.
В Школе пиар учатся иркутяне, жители Ангарска, Шелехова, Усолья-Сибирского, других близких поселений. Учеба идёт один календарный год, при этом январь и летние месяцы — каникулы; занятия по выходным дням, с 10 до 14 часов. Изучаются практические дисциплины, раз в месяц есть мастер-классы. После защиты выпускной работы слушатели получают диплом ИГУ о профессиональной переподготовке.
За пятнадцать лет Школы пиар выпустила около ста сорока человек. Почему люди решают пойти на дополнительное образование, что их подвигает к этому? Как выбирается программа переподготовки? Что дала выпускнику Школа пиар в профессиональном и личном плане? На эти вопросы ответили девять выпускников разных лет. Возраст респондентов — от 30 до 45 лет, представляют они три целевых аудитории слушателей.
К первой категории относятся люди, которые по роду деятельности занимаются рекламой, журналистикой, пиаром, политическими технологиями, сотрудники пресс-служб, маркетологи. Все они не имеют профессионального образования в этих сферах, но очень нуждаются в знаниях и навыках, соответствующих их месту работы и должности.
Вторая категория — работающие люди или же ищущие работу, но при этом желающие поменять сферу деятельности. Кто-то из них в своё время хотел пойти учиться на журналистику, но не сложилось по разным причинам — либо не удалось поступить на бюджет, либо отговорили родители. Другим сфера связи с общественностью и рекламы представляется более интересной и динамичной, чем то, чем они занимаются сейчас.
Третья категория слушателей Школы пиар — студенты-старшекурсники разных направлений, как гуманитарных, так и технических. Это ребята, которые не планируют работать по тому направлению, по которому получают диплом бакалавра, и подбирают для себя вариант профессиональной реализации в другой сфере.
Небольшое количество слушателей в группе (обычно это человек десять), регулярное общение с преподавателями в течение года, учёт специфики сфер, где заняты слушатели — всё это позволяет создать в Школе пиар доверительный, комфортный в психологическом отношении климат, обеспечить индивидуальный подход в обучении. По отзывам тех, кто прошел обучение и защитил дипломные работы, ожидания оправдались. Учёба была толковой, полезной, интересной.
Вот что говорят наши выпускники о влиянии обучения на их профессиональную деятельность, на карьеру.
«Учеба в Школе пиар определила мою карьерную траекторию: взяли в пресс-службу крупной региональной промышленной компании с зарплатой, о которой я, по правде сказать, даже не мечтала» (Кристина, 30 лет).
«Через два месяца после возвращения на работу из декрета карьера моя круто пошла вверх — стала директором по рекламе» (Татьяна, 38 лет).
«В Школе пиар с первых дней были мастер-классы от специалистов-практиков, и всё новое стразу встраивала в повседневную работу своего пиар-отдела» (Светлана, 42 года).
«Работал в пресс-службе компании федерального уровня, и там потребовался диплом о профильном образовании. Это был внешний толчок. Но было и внутреннее понимание, что наша пресс-служба топчется на месте, что нужно что-то принципиально новое. Так совпала необходимость и потребность. Уже во время учебы были востребованы знания по внутрикорпоративной коммуникации, методы социологических исследований. И ещё — технология «окно Овертона»: теперь-то я знаю, как аудитория принимает сообщение. Стал профессиональнее подходить к видеосюжетам, релизам, стал по-другому ставить цели журналистам, делать ставку на эффективность материала. Количество публикаций, акций, потраченных денег — я стал более ориентирован на эффект, на обратную связь» (Евгений, 42 года).
«У меня большой опыт работы в продажах. Однако творчества там нет, и со временем это стало меня напрягать. Искала что-то, чтобы грело не только кошелёк, но и душу. Показалось, что пиар этому соответствует. Пиар близок к журналистике. Со всем этим давно хотелось разобраться. Учёба помогла понять, что пиарщик — адвокат компании, специалист, который продаёт ее имидж, продаёт позитивный аспект событий. Мне как продажнику это близко по духу» (Алия, 32 года).
А вот как способствовала решению пойти на дополнительное образование личная жизненная ситуация.
«Работала сотрудником отдела рекламы, потом ушла в декретный отпуск. Когда приближалось время выхода на работу, поняла, что нужно освежить знания. Хотела разрушить стереотип «в декрете женщина тупеет». И всё получилось!» (Татьяна, 38 лет).
«В Школу пиар пришла в ситуации, которую, конечно же, можно назвать сложной: начался процесс развода с мужем, сама я еще была студенткой, а у нас уже было двое детей… Нужно было как-то отвлечься от проблем. Первое образование у меня историческое. И всегда были интересны разные пропагандистские штуки. Всё это есть в пиаре. Так что первое образование повлияло на выбор дополнительного» (Кристина, 30 лет).
«На новую учебу спровоцировал так называемый «кризис среднего возраста». Более двадцати лет я общественник, возглавляю НКО. А основная работа — только средство заработать на жизнь, здесь я высот не достигла, и, скажу честно, в глазах родителей гордости нет. В какой-то момент поняла, что общественная работа — это и есть моя профессиональная деятельность, способ моей реализации, здесь я совершенствуюсь. В жизни НКО работа со СМИ занимает важное место, поэтому и выбрала Школу пиар» (Алена, 37 лет).
Каким образом дополнительное образование повлияло на профессиональное окружение? Что выпускники получили выпускники лично для себя?
«Круг общения — люди, с которыми учился, учеба дала еще одну возможность обрасти «профессиональным жирком», это связи, которые полезны и сейчас, спустя несколько лет» (Евгений, 42 года).
«С ребятами, с которыми учились, сейчас постоянно общаемся в сетях, взаимодействуем, учимся друг у друга. В нашей сфере обширный и разнообразный круг знакомых очень значим» (Алия, 32 года).
«Лично для себя много нового интересного получила из курса современного искусства художника Яны Лисициной. Стала читать материалы по искусству, и, не поверите, даже ходить на выставки» (Ирина, 38 лет).
Итак, решение получить дополнительное образование обусловлено разными моментами. Сфера коммуникаций постоянно развивается, и развивается семимильными шагами. Нужда в профпереподготовке возникает потому, что на нынешнем месте работы нет прорывов. Когда в пресс-службе или пиар-отделе стабильность граничит с застоем, необходимость в обновлении компетенций очевидна, тогда человек идёт на дополнительное образование. Стремление получить новые профессиональные знания может возникнуть и в связи с перерывом в трудовой деятельности, вызванным, среди прочих причин, декретным отпуском. Кроме того, непростая личная жизненная ситуация, трудности с принятием решения о смене места работы — все это может подвигнуть человека к новой учёбе, причем к учёбе серьезной, с получением диплома.
Среди результатов обучения, как в профессиональном, так и в личном плане, выпускники весьма ценным считают новые полезные социальные связи. Эти связи активно поддерживаются и после получения диплома. Ребята отмечают, что занятия идут в профессиональной атмосфере, что есть особый дух творчества, эффективная совместная работа над сложными деловыми ситуациями. Всё это говорит в пользу того, что принятое решение получить дополнительное профессиональное образование было верным, оно реализовало профессиональные и личностные потребности человека.
В Школе пиар ИГУ есть две программы профессиональной переподготовки: «Связи с общественностью, рекламные технологии, журналистское мастерство» (500 часов, 72 т.р.) и «Коммуникационные технологии (реклама, связи с общественностью) и основы дизайна» (250 часов, 52 т.р.). Плату за обучение можно разделить на четыре части. Начало учебы дважды в год — в октябре и в конце января. А ещё сюда можно прийти на короткие курсы за 24 т.р., по окончании которых выдается удостоверение ИГУ о повышении квалификации. Адрес: ул. Ленина 8, корпус Б, ауд. 203. Тел. 8-908-655-6842.