Можно ли успешно совмещать учебу, исследования загрязнений Байкала и работу в научно-исследовательском институте? Студентка биолого-почвенного факультета ИГУ Екатерина Долинская уверена, что можно.
Интервью газете «Иркутский университет».
– Добрый день, Екатерина! Расскажите, пожалуйста, немного о себе, об учебе, научной деятельности, исследованиях.
– Здравствуйте. В 2020 году я окончила бакалавриат по направлению «Биология», защитив выпускную квалификационную работу на тему «Исследование вертикальных миграций гидробионтов в крупных озерных экосистемах Восточной Азии». В следующем 2022 году завершаю обучение в магистратуре по направлению «Экология».
При поступлении в университет я выбрала биолого-почвенный факультет, так как здесь предоставляется возможность всесторонне изучать Байкал. В общем, это то, чем я хотела заниматься еще со школы.
Еще на первом курсе бакалавриата мне, как студенту, предложили работу в НИИ биологии ИГУ в лаборатории экологии и байкаловедения. После первого же полевого выезда вместе с учеными из института я окончательно осознала, что посвящу свою деятельность именно научным исследованиям. И не прогадала.
– А каковы результаты вашей исследовательской работы?
– За пять лет научной деятельности, я приобрела опыт экспедиционной работы не только на Байкале, но и на Хубсугуле, стала соавтором более 35 публикаций и соисполнителем нескольких грантов. Успехи в науке помогли одержать победу в двух стипендиальных конкурсах – губернатора Иркутской области и мэра Иркутска в области науки и техники для нужд городского хозяйства. С прошлого года я официально стала работать в институте в качестве младшего научного сотрудника в лаборатории стресс-физиологии и перспективных биотехнологий.
– Расскажите про свои научные исследования. Почему вам особенно интересен Байкал?
– Можно бесконечно признаваться в любви этому уникальному объекту природы, посещать Байкал и восхищаться его красотой. В моих же представлениях я всегда была не только сторонним наблюдателем, но и исследователем древнейшей экосистемы озера. Здорово получать знания о Байкале и в то же время осознавать, как много тайн его водного мира еще не изучено.
С 2016 года я занималась исследованием суточных вертикальных миграций гидробионтов в озерах Байкал и Хубсугул, позже стала изучать экологию байкальских амфипод, в особенности эндемичной пелагической амфиподы Macrohectopusbranickii (Dyb.). Сейчас я изучаю проблему светового загрязнения, исследуя интенсивность влияния искусственного освещения на байкальские водные сообщества.
– Вы выиграли грант на изучение светового загрязнения Байкала. Как вы решились подать заявку? Кто вас поддержал?
– Идея изучать световое загрязнение Байкала возникла еще во время прошлых исследований – суточных вертикальных миграций байкальских эндемичных рачков-амфипод. Это явление, при котором ночью водные организмы поднимаются со дна озера к поверхности воды, например, для питания и размножения.
Если опираться на исследования иностранных коллег, искусственный свет, который поступает ночью от населенных пунктов и освещает берега водоемов, может препятствовать миграциям водных организмов и изменять тем самым их биоритмы. Это уже было продемонстрированно на гидробионтах морских экосистем. А так как экосистема Байкала по многим параметрам схожа с морской, то и изучение подобного воздействия является интересным и актуальным.
Наша научная группа уже неоднократно проводила эксперименты на эту тему, с результатами которых можно будет в ближайшее время ознакомиться в научных журналах. Однако до этого года воздействие светового загрязнения в естественных условиях изучалось нами только на побережье поселков Листвянка и Большие Коты.
В связи с этим мне стало интересно узнать следующие моменты: интенсивность искусственного освещения в ночное время в других крупных населенных пунктах на берегу Байкала и его влияние на обитателей озера. Именно поэтому возникла идея подобного исследования. Коллектив идею поддержал, и совместными усилиями мы подали заявку на конкурс грантов от Иркутского областного отделения Русского географического общества. Заявка прошла отбор и была поддержана обществом, а организациями попечителями стали BAIKALSEA Company АО ГК «Море Байкал» и ПАО «Ростелеком».
– Изучение светового загрязнения Байкала. Как в этом разобраться человеку из другой сферы деятельности?
– Световое загрязнение – тема новая, и не каждый сходу сможет догадаться, что подразумевают под этой экологической проблемой. Но я попробую объяснить простыми словами.
Всем известно, что для нормального функционирования живых организмов очень важно соблюдать смену дня и ночи, то есть придерживаться его биоритмов. Однако ночью животные могут столкнуться с искусственным светом (от уличного освещения, рекламных вывесок, из окон домов, а также от автомобильных фар) и дезориентироваться во времени, что грозит нарушению их жизнедеятельности. Сильнее всего световому загрязнению подвержены беспозвоночные животные, в числе которых и водные организмы Байкала. Поэтому есть вероятность, что освещение в темное время суток может влиять на их миграционную активность и другие процессы.
– Какие исследования вы планируете проводить в рамках проекта? Расскажите об экспедиции в сентябре.
– Как я уже упоминала, в основу наших исследований легло изучение влияния светового загрязнения на водные организмы байкальского побережья. В задачи предстоящей экспедиции входит: отбор проб зоопланктона, подводные видеонаблюдения, измерение физико-химических параметров воды и интенсивности освещения вблизи населенных пунктов. Во-первых, подводное видеонаблюдение позволит изучить миграционную активность гидробионтов при искусственном освещении. Во-вторых, отбор проб покажет, к какой таксономической группе относятся мигрирующие организмы. В-третьих, изучение береговой линии Байкала (измерение расстояния между берегом и населенным пунктом, установление типа и интенсивности искусственного освещения) поможет установить, какие населенные пункты, исследуемые во время экспедиции, наносят наибольшее световое загрязнение и соответственно негативное воздействие на гидробионтов литоральной зоны озера.
– Почему, помимо всех проводимых исследований, вы решили снять фильм о световом загрязнении Байкала?
– Фильм, который мы планируем снять, наглядно продемонстрирует людям, что такое световое загрязнение, и как его изучают на берегу Байкала. У нашего научного коллектива есть фильмы и о других наших исследованиях – о суточных вертикальных миграциях байкальских амфипод и о микропластике в Байкале. Все эти научно-популярные фильмы можно увидеть на канале проекта «Байкальские зарисовки».
– Расскажите о своих планах после окончания университета.
– Я планирую защитить кандидатскую диссертацию на соискание степени кандидата биологических наук в рамках темы исследований влияния светового загрязнения на пресноводные водоемы Прибайкалья. Для этого мне еще предстоит собрать большой объем информации о влиянии искусственного освещения на озерную биоту. Мне интересна эта тема – вопросы о взаимосвязях водных сообществ с их средой обитания занимают основное время моей научной деятельности. И даже в случае, если тема моих исследований поменяется, свою работу я продолжу в институте.
– Как можно поддержать вас и ваши исследования Байкала?
– Так как мы относительно недавно начали изучать тему светового загрязнения, еще нельзя точно сказать, как именно свет влияет на миграции амфипод. Однако во время лабораторных экспериментов уже получилось установить зависимость между спектрами искусственного света и поведением рачков. В перспективе хотелось бы провести полноценное исследование, где мы изучим не только воздействие на рачков освещения с различной интенсивностью, но и с разным типом спектра. Для осуществления задуманного нам необходимо приобрести спектрометр. Это дорогостоящее оборудование, поэтому в ближайшее время мы будем искать спонсоров, которые будут готовы помочь нам в этом деле. Хотелось бы, чтобы наше исследование заинтересовало больше людей, ведь пока что, как нам известно, световое загрязнение пресноводных водоемов в России не изучается.
– Уверена, что у вас получится найти поддержку. Тема ваших исследований действительно интересная и важная. Вы очень увлечены научной деятельностью, а помимо нее, у вас есть увлечения, хобби?
– Своим хобби я называю фотографию – мне очень нравится запечатлевать все краски сибирской (и не только) природы. Через снимки я передаю ощущения, которые наполняют меня в определенном месте и в определенное время, пытаюсь показать интересные детали, которые обычно остаются незамеченными.