ИГУ - Новости - Станислав Гольдфарб: «...писательству невозможно научиться, писательство — это талант!» Станислав Гольдфарб: «...писательству невозможно научиться, писательство — это талант!»
/ru/news/2021/details/news-id2021
Станислав Гольдфарб: «...писательству невозможно научиться, писательство — это талант!»
3 июня 2021

В майском номере газеты «Иркутский университет» опубликовано интервью с и.о. заведующего кафедрой массовых коммуникаций и мультимедиа ИГУ Станиславом Гольдфарбом.

Московское издательство «РуДа» выпустило новые книги Станислава Иосифовича Гольдфарба, исполняющего обязанности заведующего кафедрой массовых коммуникаций и мультимедиа факультета бизнес-коммуникаций и информатики, доктора исторических наук, генерального директора агентства «Комсомольская правда — Байкал», публициста, журналиста, историка. Одна из книг сразу вышла на первое место среди новинок издательства. Мы побеседовали со Станиславом Иосифовичем о творчестве, литературе и, конечно же, о первом писательском опыте и мастерстве.

— Станислав Иосифович, издательство «РуДа» выпускает две ваши новые книги: «Приключения в дебрях Золотой тайги» и «Котел Чингисхана». Расскажите, что ждет читателя этих произведений?

— «Приключения в дебрях Золотой тайги» — книга, которая позволит читателю узнать о первопроходцах и исследователях, познакомиться с многочисленными документами об освоении северных рек. Произведение основано на достоверных фактах, но без выдумки, конечно, не обошлось. Если говорить про «Котел Чингисхана», то читатель наткнется на историю о посылке монгольских лазутчиков на остров Ольхон для поиска и перевозки реликвий Чингисхана.

— Многим интересно узнать, как вы начали сотрудничать с московским издательством?

— Представители издательства присутствовали на книжной ярмарке, которая проходила в Иркутске. Увидели мои книги и предложили поработать вместе с ними, естественно, я с радостью согласился!

— Расскажите подробнее о процессе подготовки и выпуска издания в свет.

— Безусловно, издательский процесс везде одинаковый. Это сложная многоаспектная процедура, ведь редакторы осуществляют редакторскую обработку представленной автором рукописи, анализируют, обеспечивают прохождение рукописи в издательстве. Это ответственная как творческая, так и управленческая деятельность.

— Кто-то откроет вас для себя с неожиданной стороны, как детского писателя.  Вы пишете разноплановые произведения: книги о приключениях, книги о политических и общественных деятелях, книги по краеведению, и множество других, на абсолютно разные темы. О чем больше всего вы любите писать?

— Я — историк, заведую кафедрой в Иркутском государственном университете, и по долгу службы, мне приходится писать разные материалы, писать обо всем.

— А с какой книги вы посоветуете начать знакомство с вашим творчеством? Какие книги самые любимые?

— У меня есть книги, которые я очень люблю и считаю их неплохими, например: книга о генерал-губернаторе Александре Дмитриевиче Горемыкине. Это очень известный и важный человек для Иркутска и его истории. В его бытность был построен Иркутский академический драматический театр имени Н.П. Охлопкова, то есть культура и образование очень сильно развивались, также он активно содействовал развитию края в административном и хозяйственном отношениях. Еще есть интересная книга о писателе, критике, литераторе и политическом деятеле — Исааке Григорьевиче Гольдберге, которая называется «Непрочитанный Исаак». Эта книга очень дорога для меня, потому что во время всего творческого процесса и работы над этим произведением, мне удалось найти неопубликованные письма глубоко любящего и страдающего человека, что очень ценно и важно. На самом деле, много вещей, за которые мне не стыдно.

— Расскажите, с чего вообще начался путь к писательству?

— Мой первый опыт был достаточно смешным. В студенческие годы я был в Польше в стройотряде, это меня вдохновило, и, когда я вернулся, решил написать серию очерков про Польшу. Редактор газеты «Иркутский университет» публиковал мои рассказы на протяжении долгого времени, а потом, видимо, ему показалось, что я слишком много и часто пишу и публикую, и он решил поставить точку, сказав: «Все, на этом закончили!». Я обиделся (смеется), собрал все вырезки из газеты и отправил их в научно-популярный и литературно-художественный молодежный журнал в Москве «Студенческий меридиан». Меня опубликовали, и тогда я понял, что могу писать! После этого мои рассказы публиковал выходящий в Иркутске журнал писателей «Сибирь». Также были публикации в бурятском журнале на национальном языке «Байгал». Собственно говоря, это и были мои первые шаги. Потом я работал на фестивале молодежи и студентов в пресс-центрах, соответственно, там мне тоже приходилось активно писать. В этот период моей жизни было много занимательных вещей, связанных с писательством и журналистикой. Например, я был первым, кто взял интервью у младшего научного сотрудника на тот момент, Сергея Ерощенко, в дальнейшем он стал губернатором. И самый главный фактор, который повлиял на мое становление, как писателя — это то, что я рос в писательской среде, и для меня эта деятельность стала органичным делом.

— Помимо этих книг, какие новинки ожидать читателям в ближайшее время. Расскажите о своих творческих планах на будущее?

— Сейчас в «РуДе» выйдет еще две моих новых книги, одна из которых детская и называется «Ангарида», она из серии «Первые люди». И редактировала ее писательница и известный редактор другого Московского издательства «Эксмо», а иллюстрации были нарисованы молодой и талантливой художницей Мариной Рюмшиной. Также буквально на днях выйдет большая юбилейная книга, посвященная нашему городу «Иркутская рапсодия».  Я бы сказал, что это больше относится к исторической публицистике. Еще у меня есть работа, которую я заканчиваю, и посвящена она генерал-губернатору Восточной Сибири Николаю Петровичу Синельникову. Это человек, который всеми силами способствовал развитию экономики и культуры края, благодаря его стараниями в Иркутске был устроен воспитательный дом, построен театр, а также была благоустроена набережная. Она была сделана так, чтобы Иркутск не топила Ангара.

— Станислав Иосифович, многие люди, начинающие писать, не знают о чем говорить с читателем, как правильно выбрать тему, чтобы книга получилась интересной и завоевала сердца. Можете ли вы дать какой-нибудь совет как опытный писатель?

— Совет только один — писательству невозможно научиться, писательство — это талант! Он либо есть, либо нет. Но его можно обрабатывать, как обрабатывают алмазы. Я бы предложил начинающим больше читать хороших писателей не только современных, но и классиков. Эти книги учат слову и языку. Исходя из своего опыта, могу отметить, когда ты читаешь хороших авторов, с тобой происходят чудеса. Ты можешь подобрать правильные слова, рифму, правильный размер. Это мое главное пожелание! Ну, и когда человек много пишет, то он как настоящий ремесленник, а ремеслу надо учиться. И никто тебе не может рассказать, как лучше и правильнее писать. В каждом человеке живут свои слова, своя музыка, свое видение...

Выражаем огромную благодарность Станиславу Иосифовичу за интересное и познавательное интервью. Желаем творческих успехов и сил!

Елизавета Новицкая

Управление информационной политики ИГУ
Телефон: 521-971