Теоретико-игровая модель глубокого социального раскола – это стало основной темой лекции, которую в Институте математики, экономики и информатики ИГУ прочитал вчера ректор Университета Дмитрия Пожарского, профессор МФТИ, ведущий научный сотрудник ЛИСОМО РЭШ Алексей Савватеев.
Алексей Савватеев на простых примерах рассказывал о том, как распространяется общественное мнение и можно ли этому препятствовать, как товары входят в моду и как формируются политические блоки и коалиции, как работают средства массовой информации и административный ресурс.
После лекции Алексей Савватеев ответил на несколько вопросов, но отметим, что времени на это у него было крайне мало, так как ученый прилетел в Иркутск только ради этой одной лекции в ИМЭИ ИГУ, после которой буквально сразу вылетел обратно.
– Скажите, в чем заключается суть Вашей лекции?
– Это попытка математического моделирования социального конфликта на примере ситуации в Америке, связанной с последними выборами, на Украине и ситуации в Англии (Brexit, выход Великобритании из Европейского союза – прим. ред.).
– Что подразумевает собой математическое моделирование?
– Это теория игр, теоретико-игровая модель, в которой принимают решения несколько человек. В данном случае – очень много людей, которые, грубо говоря, решают на какую сторону им встать. Плюсы и минусы суммируются и предстают в виде некой функции выигрыша, а дальше ищется равновесие.
– То есть с помощью теории игр математики могут просчитать любое действие?
– Можно написать модель, но никакого просчета, на самом деле, сделать нельзя. Потому что никакой надежды на то, что кто-то напишет модель, которая что-то просчитает, просто нет. И это уже все давно поняли. Тем не менее, существуют модели, которые какие-то эффекты, которые мы наблюдаем, артикулируют в явном виде, описывают в виде формул, то есть, определяют что этот эффект происходит именно так, если, конечно, он происходит. Но, повторюсь, ни о каком живом просчете речи не идет.
– Тогда для чего это нужно?
– Эта модель улучшает наше понимание о протекании социальных конфликтов. То есть мы можем посмотреть на то, что происходит (на социальный конфликт – прим. ред.) с позиции человека, который принимает решение – на какую сторону ему встать. Мы можем прописать все плюсы и минусы и посмотреть – какие при этом могут возникать устойчивые шаблоны поведения. То есть важно понять – как люди выбирают ту или иную сторону. Знаете, как, например, биологи исследуют муравьев, в данной модели исследуется популяция людей. Понятно, с оговорками, что ни о каком точном моделировании речи не идет.
Тема лекции оказалась интересной для многих сотрудников университета, студентов и иркутян, успевших прочитать анонс мероприятия. Слушатели задали множество вопросов докладчику, причем время от времени лекция переходила в жаркую дискуссию.
– Многие из присутствующих были на Байкальских чтениях (регулярная двухнедельная экономико-математическая школа, проходящая на базе ИМЭИ ИГУ с 2008 года – прим. ред.) и на моих лекциях, наверное, присутствовали две трети аудитории. Мне приятно, что так много слушателей, этого я не ожидал. На самом деле, думал, что будет 20-25 человек, а пришло, кажется, около 80.
– Заметил, что слушатели общаются с Вами очень легко.
– А зачем строить барьеры? Это же очень хорошо так общаться. Да и я по жизни не учитель, не гуру какой-нибудь. Единственное, что я лучше знаю – это некоторые разделы теории игр.
– Вас очень хорошо воспринимал профессорско-преподавательский состав. А вот студенты, мне показалось, по большей части молчали.
– Я бы не сказал. Были определенные реплики и со стороны студентов. Может быть они немножко скромнее, чем преподаватели, может быть дело в разнице в возрасте.
– Когда Вы в следующий раз приедете в Иркутск?
– Думаю, что в марте на очередные Байкальские чтения.
Управление информационной политики ИГУ
Телефон: 521-971