О вампирах, драконах, конце света и других необыкновенных проблемах науки, описанных на языке экономики и математики, а также о математических моделях и статистических данных в энергетической экономике недавно узнали студенты ИМЭИ ИГУ. Познакомил их с этой сферой науки гость института, доцент Карлова университета Вадим Стрелковский, который в течение двух дней читал лекции в госуниверситете.
Вадим Стрелковский рассказал – как математические модели используются в реальной жизни и при чем здесь вампиры.
– Главная цель лекций – это популяризация науки. Сейчас открывается такая картина – у нас молодежь математику не любит. Например, в университетах США 60 % студентов математических факультетов – это не граждане США. То есть, можно сказать, что математикой в развитых странах интересуются все меньше и меньше. Поэтому появилась идея – показать студентам и школьникам, что математика – это интересно и математические методы можно применять не только для каких-то скучных вещей, но и для чего-нибудь популярного. Например, для расчета возможности сосуществования в одном обществе людей и вампиров.
– И как это увязывается с математикой?
– Математические методы используется для расчета скорости распространения инфекционных заболеваний. Например, больной полиомелитом заражает четверых людей, больной обыкновенным гриппом – только одного человека. Математики и просчитывают модели – что происходит, когда эпидемия растет и как ее остановить. Смотрите, существует много фильмов про зомби, где превращение в такого происходит за очень короткое время. Но Земля большая и население ее огромное – интересно же, как дальше будет развиваться ситуация. Один канадский математик высчитал, что с такой скоростью превращения, как в фильмах, всего через несколько дней все на Земле превратились бы в зомби. Отсюда вывод, что такого «зомбо-вируса» не существует.
Также используется математика для подсчетов в биологии – то, что мы используем в исследовании модели «хищник-жертва», что, кстати, применимо к исследованию вампиров. Например, регулирование популяции животных в природе. Возьмем волков и косуль. Если в какой-то момент волков становится больше – они съедают больше косуль. В результате, у волков кормовая база сокращается – происходит сокращение популяции и их самих.
Математические модели используются в охране окружающей среды или, например, в метеорологии. С помощью таких моделей можно просчитать сложные процессы, предсказать погоду. В Европе сейчас существует большой метеорологический проект под названием «Алладин», который позволяет просчитывать погоду, наводнения, таяния снега на многие годы вперед, чуть не на 100 лет.
– То есть, математики берут некую проблему и пытаются ее «просчитать»?
– Сначала математикам задают исходные данные, затем они пытаются построить математическую модель, чтобы описать процесс. Дальше его моделируют, вводя переменные, изменения и смотрят, что произойдет в том или ином случае. Без таких моделей расчет развития ситуации будет крайне сложен. Математика позволяет просчитать варианты, которые простыми наблюдениями установить невозможно или можно установить только постфактум. А раз можно смоделировать, значит, соответственно, можно избежать негативного сценария.
– Во второй Вашей лекции «Экономика энергетики» речь тоже идет о математическом моделировании?
– Это уже более специализированная лекция. Тема материала более приближена к действительности. Например, говорим об энергетическом секторе России, энергетической безопасности Европейского союза, о том, как в России развивается ситуация с угольной энергетикой, тепловой и т.д. Такие вещи также рассчитываются с помощью математики – те же самые прогнозы и модели. Здесь мы используем статистические данные. Например, исследования природного газа, который поставляется из России в Европу – смотрятся цены и факторы, влияющие на нее в течение многих лет, рассчитывается статистическая модель, по которой можно сделать вывод о будущем в этой сфере.
– Вы говорили о том, что молодежи не очень-то и нравится заниматься математикой. То есть, специалистов в этой сфере немного, а значит востребованность высокая?
– Да, востребованность высока, особенно в сфере программирования. Такие специалисты требуются, например, в Силиконовую долину [ведущий центр инновационных кластеров в США]. Там возникает огромное количество стартапов и им крайне нужны хорошие программисты, а хороший математик очень легко может стать таковым. В Силиконовой долине зарплаты начинающих программистов начинаются со 150 тысяч долларов в год. И, кстати, большинство таких специалистов – выходцы из России.
Управление информационной политики ИГУ
Телефон: 20-23-25