ИГУ Спорный вопрос
/ru/news/2014/details/news-id1623
Спорный вопрос
5 сентября 2014
petrov_kp

30 августа телеканал ИГТРК пригласил к участию в программе «Спорный вопрос» министра образования Иркутской области Елену Осипову, представителей высшей и средней школы. Иркутский государственный университет представил заместитель декана исторического факультета ИГУ, член Общественной палаты города Иркутска Алексей Петров. Темой для обсуждения стало качество современной региональной системы образования.

Гости передачи начали обсуждение с результатов ЕГЭ этого года. Министр образования Елена Осипова рассказала, что по сравнению с предыдущими годами требования ужесточились, были введены и новые требования. Основная цель таких преобразований – максимально честная оценка знаний. Также гостья привела данные, что в прошлом году процент 11-х классов, не получивших аттестат о среднем полном образовании, составлял 5,7%, в этом году – 1,1. Среди 9-тиклассников число не получивших аттестаты – 12,1%.

Алексей Петров высказал мнение, что, несмотря на то, что система ЕГЭ совершенствуется, в отдаленных районах бывают случаи, когда она дает сбои. Он отметил и негативный момент, который дает такая форма аттестации для региона – то, что лучшие выпускники школ уезжают из региона. Это хорошо для школьников, потому что у них есть большой выбор, но в целом для региона – это отток лучших выпускников.

Далее Елена Осипова рассказала, что всего 9-тиклассников, не получивших аттестат, около трех тысяч. И, исходя из того, что в целом 9-тиклассники большинства российских городов не очень удачно сдали ЕГЭ, государством была предоставлена возможность повторной сдачи. Министр отметила, что в сентябре пройдет последняя пересдача. Если ученик не сможет сдать, он может повторно пройти курс 9-го класса в школе, либо организовать домашнее обучение и сдать экзамены, либо пройти подготовку по программам профессиональной подготовки. Кроме того, на уровне межведомственных комиссий по безопасности будет осуществляться контроль за этими детьми для недопущения попадания этих детей в криминальную среду.

Один из гостей студии, директор лицея №1 Иркутска Вячеслав Четвертаков отметил, что в этом году ученики 9-х классов действительно оказались психологически не готовы к более жестким требованиям. Но в следующем году дети, по его мнению, уже будут более подготовлены и смогут лучше справиться с этим.

Алексей Петров поднял еще одну проблему. Он отметил, что в школах Иркутской области в скором времени не будет хватать преподавателей. По мониторингам минобразования, средний возраст иркутских преподавателей постоянно увеличивается. То есть выпускники педагогических институтов не идут учить детей.

Елена Осипова сообщила, что обеспеченность кадровым потенциалом в регионе на сегодня составляет 94,1-94,7%. По возрастному составу возраст в среднем составляет 47 лет. Поэтому в регионе предпринимаются серьезные меры для того, чтобы привести в школу молодые кадры. Один из показателей карты по повышению эффективности в сфере образования – к 18-му году процент педагогов в возрасте до 30 лет должен составить 25. На сегодня процент молодых педагогов в области 16,1. Больше всего не хватает учителей английского языка, истории, технологии, учителей начальной школы.

Ректор ВСГАО Николай Перязев отметил, что педагогические вузы во многих вузах страны за последнее время либо были ликвидированы, либо прошли слияние с другими вузами, либо переориентировались на другие направления. Иркутский педагогический вуз готовит достаточно много учителей. Многие из них идут работать в школы, но большая часть из них увольняется примерно через год.

Елена Кузьмина, директор лицея ИГУ в свою очередь заметила, что ситуация для учителей меняется, появились различные программы по повышению оплаты труда абитуриента, жилищному обеспечению и прочее. Работа педагога постепенно становится престижной. И лицей ИГУ – одно из трех учреждений города, которые выполнили муниципальное задание по приему молодых специалистов. Елена Кузьмина сказала, что по ее мнению, число молодых педагогов, которые желают попробовать себя в работе с школьниками увеличивается. Елена Осипова также отметила факт, что за 3 года модернизации общего образования, повышение в сфере заработной платы произошло с 12 до 31 тысячи рублей. Но при этом корреляция между качеством результатов и уровнем заработной платы не наблюдается напрямую. То есть существуют какие-то еще причины, которые не позволяют давать качественное образование.

В конце программы министр образования региона Елена Осипова подвела итоги этого года. Она отметила, что в этом году ЕГЭ был максимально честным, но результаты недостаточны. Поэтому был дан старт новому проекту «Пять шагов к качеству». Эти шаги включают в себя создание областного совета по качеству, включающего представителей педагогической общественности и представителей социума. Второй шаг – создание региональной программы по достижению высокого качества, включающую систему оценки качества, обновление содержания образования. Также такие шаги как проведение регулярных тестовых работ по обязательным предметам среди школьников 8-11 классов с независимой оценкой в течение года не менее двух раз. Кроме этого планируется введение практики академических десантов - выездов с повышением квалификации представителей профессорско-преподавательского состава в тех школах, в которых существуют проблемы с достижением результатов, и проведение регионального конкурса на присуждение звания «Школа качества» на следующем областном форуме.

Источник телеканал ИГТРК

После съемок передачи заместитель декана исторического факультета ИГУ Алексей Петров прокомментировал обсуждение проблемной темы:

– Я поднял прогнозируемую проблему нехватки преподавателей в школах Иркутской области. Кто, в скором будущем, будет учить наших детей? Министр образования Иркутской области Елена Осипова озвучила, что средний возраст учителей в регионе 47 лет. Это значит, что они пришли в школу в школу еще в Советском Союзе. Сейчас школе нужны молодые кадры, а их мало, и даже те, кто приходят – через непродолжительное время убегают. Если сейчас не принять необходимые меры по повышению престижности профессии, то результаты будут плачевными. 

По итогам программы мы пришли к выводу, что школы и вузы должны сотрудничать. Сейчас система среднего образования варится в собственном соку. Школы сами выбирают направления профильных классов. Да и вузы делают ставки на специальности и направления обучения без учета интересов школы. Но ситуация начала меняться, как отметила Елена Осипова, первые шаги в этом направлении сделаны.

Максим Арзаев
Управление информационной политики ИГУ
Телефон: 20-23-25