Идея эксперимента – попытка ответить на несколько возмущенных сообщений читателей: «Что они там на этом ЕГЭ творят?», «Куда катится мир?», «Что за молодежь пошла?», «Почему угробили тестами школьное образование?» и так далее. Для того, чтобы ответить на все эти вопросы, «Провинция» решила испытать тестовый ЕГЭ 2014 года на себе и нескольких кандидатах наук.
В ходе подготовки эксперимента мы утратили физика и историка, но зато решили написать литературу. Условия были не спартанскими, но строгими: кофе пить можно, телефоном, интернетом и прочими шпаргалками пользоваться нельзя, подсказывать друг другу тоже. Проверяли ответы друг у друга, и, так как тестовый ЕГЭ почти лишен части А, считали процент выполненных заданий по двум остальным частям.
Татьяна Голобокова, кандидат химических наук, младший научный сотрудник научно-исследовательского института нефте- и углехимического синтеза при ИГУ
Химия – 1,5 часа – 80%
– Честно говоря, это было ужасно. Я ведь химик-органик, а в задачах было много примеров из неорганической химии, я давно таких задач не решала. Да из подсказок можно было с собой взять только таблицу Менделеева и таблицу растворимости солей. Так что часть вопросов я решила скорее интуитивно. С другой стороны, задания для школьников все нормальные – это такие азы, которые должен знать человек, который собрался получать высшее химическое образование. Пригодятся ли эти знания в работе потом – другой вопрос. Но вообще я считаю, что если подготовиться, то этот экзамен вполне можно сдать хорошо.
Выпускными экзаменами в школе у нас были обязательно русский язык и математика, но тогда каждый мог выбрать: сдавать в нововведенном формате ЕГЭ или нет. И тогда я выбрала ЕГЭ. Кроме того, вступительный экзамен по химии я также сдавала в формате ЕГЭ. Какие были тогда оценки, вспомнить не могу, но проходной балл набрала.
Александр Филатов, заведующий кафедрой математической экономики, заместитель директора ИМЭИ ИГУ
Математика – 2,5 часа – 79%
– Решил все задачи, кроме одной по геометрии. Понял, почему на этот экзамен дают так много времени – 3 часа 55 минут: часть решенных задач я не успел проверить, а за одну даже не принимался. Должен сказать, что если бы организаторы допустили легкое читерство типа «экселя», было бы гораздо проще, а то с тригонометрией я вообще с 11 класса ни разу не сталкивался. А так пришлось вспоминать какие-то формулы, теоремы из геометрии. Но по большому счету, ЕГЭ гораздо лучше, чем тот, который я, как преподаватель лицея, сдавал два с половиной года назад. Я увидел одну олимпиадную задачу хорошего уровня, в которой нужно не просто произвести вычисления, но и подумать, да и кроме того было несколько занятных задач. Вычистили от плохих заданий за эти годы! Экзамен однозначно стал сложнее, но и порог снизился неимоверно. На «тройку» нужно решить 3 задания из 15 части B, безо всякой части C. Просто ужас, что кто-то и этого не набирает!
Александра Поблинкова, главный редактор «Провинции», преподаватель ИГУ, окончила факультет филологии и журналистики с красным дипломом
Литература – 1 час – 86%
– В общем и целом, мне не стыдно, ямб от хорея и диалог от монолога я отличить еще могу, символистов помню, простые средства художественной выразительности назвать могу. Хотя, конечно, перепутала антитезу с антагонистом. Пока выполняла задания – словно в школу вернулась: тут вам и Блок, и Островский и Тургенев. «Отцы и дети», «Гроза», «Мцыри» – с того времени, как я окончила школу, даже темы сочинений толком не изменились. Жаль, что нет ни строчки зарубежной литературы. Почему-то ей в школах немного пренебрегают. Но поломать голову над ЕГЭ пришлось: в половине вопросов я просто не могла понять, что от меня требуется. Задания сформулированы так витиевато, словно их составляли эксперты игр «Что? Где? Когда?». Ответы элементарные, а задачу пять раз надо прочитать прежде, чем поймешь. И еще мне кажется, что в литературе очень многое зависит от проверяющего. Я посмотрела критерии оценки третьей части: их понять еще сложнее, чем вопросы экзамена и, как мне кажется, вполне могут быть разночтения.
В 2005 году, когда я оканчивала школу, ЕГЭ мы не сдавали, но я писала пробный «русский». Как сейчас помню, на тройку. Так как был экспериментальный год, оценку мне поставили на балл выше, и аттестат я не испортила. Корень зла был в той самой третьей части: как человек, которого готовили писать выпускное сочинение размером с тетрадь и такое же вступительное, я просто не смогла уместить свою мысль в 200 слов. Теперь вот в Твиттере натренировалась – могу. Но вообще я считаю, что сочинения дают школьникам в гуманитарных науках куда больше, чем тесты с циферками, они учат думать.
Источник: городская интернет-газета «Провинция».