.
/ru/news/2014/details/news-id1004
Юные ученые разрушают мифы
17 февраля 2014
step_in_future_2014

В Усолье-Сибирском завершилась XX Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее, Сибирь», экспертами на которой выступали преподаватели ведущих иркутских вузов. Представители Иркутского государственного университета оценивали научные разработки и исследовательские проекты школьников Иркутской области в наукоемких секциях.

Ежегодный форум юных ученых пользуется заслуженной популярностью в образовательной среде региона и способствует развитию научного и профессионального творчества молодежи.

– Дети, которые участвуют в конференции, приобретают огромный опыт исследовательской работы. Для них это великолепная возможность войти в мир науки, – отметил руководитель головного координационного центра по Иркутской области программы «Шаг в будущее» директор усольского лицея №1 Роман Полинкевич.

Проректор по непрерывному образованию ИГУ Николай Деренко в своем выступлении подчеркнул роль классического университетского образования в подготовке кадров для Иркутской области и призвал поступать в вузы региона.

– Хотелось бы пожелать, чтобы ваш следующий шаг был длиной не 5 тысяч километров до Москвы, а 110 километров – до Иркутска. Вас ждут прекрасные вузы – добро пожаловать, – обратился к участникам Николай Деренко.

Работа секций конференции началась одновременно в двух учебных заведениях Усолья-Сибирского лицее № 1 и средней школе № 3. В течение двух часов юные исследователи представляли и защищали свои проекты в разных сферах науки и техники.

Настоящую исследовательскую работу провела 10-классница школы № 1 поселка Михайловка Мария Кондратьева. Она проверяла гипотезу о происхождении названия железнодорожной станции Половина Иркутской области.

– По гипотезе ее назвали так, потому что она расположена ровно на половине пути между Москвой и Владивостоком, – рассказывает юный исследователь. – При поддержке преподавателя Галины Георгиевны Веретенниковой я решила выяснить, так ли это. Работа получилась очень объемная и продолжительная и заняла два года. На сбор информации в государственном архиве Иркутской области ушло более четырех месяцев. В итоге выяснили, что гипотеза неверная. Станция получила название в честь селения Половина, которое стояло на старом Московском тракте. Половина была одним из опорных пунктов при прокладке Транссибирской железнодорожной магистрали. Эти и остальные выводы я предоставила экспертному жюри.

Некоторые работы отличала возможность практического использования в реальной жизни. Такую работу представила ученица школы № 5 города Усть-Илимска Елизавета Дьякова.

– Я хотела доказать, что, зная химию, приготовить йогурт в домашних условиях несложно, – говорит школьница. – В лаборатории я выяснила, что не всегда состав, указанный на упаковке йогуртов из магазина, совпадает с тем, что находится внутри. Для опыта я купила один литр молока и одну баночку живого йогурта. В результате приготовления получился объем йогурта, сравнимый с 10 баночками заводского. В магазине я бы заплатила за него 200 рублей, а так потратила всего 75 рублей. Экономия налицо. Только нужно учитывать то, что хранится домашний йогурт не более двух суток, ведь в нем нет консервантов.

В рамках конференции прошла XVI Региональная научно-инженерная выставка «Изобретатель XXI века», в которой также приняли участие эксперты ИГУ. Они оценивали работы направления «Астрономия».

– К сожалению, астрономии в учебных заведениях уделяют очень мало внимания, – говорит Валерий Тимофеев, отец участника выставки 11-классника Ивана Тимофеева. – А ведь эта наука же очень интересная. Вот Ваня ею и заинтересовался, начал заниматься сам. За достаточно короткое время он подготовил на выставки работу «Физические основы образования и эволюции звезды». Эксперты ИГУ достаточно высоко оценили его исследование и  тем самым дали Ване стимул к дальнейшему совершенствованию.

Вообще, ценные замечания и советы к дальнейшему росту от экспертов конференции получил каждый из участников. Важность таких рецензий отметили сами школьники.

– Я представила сравнительный анализ института президентства России и Армении, – сказала ученица лицея № 1 города Усолья-Сибирского Юлия Орлова. – Это моя первая серьезная работа в области права. И, конечно же, критика исследования со стороны экспертов высокого ранга для меня очень важна – это будет способствовать моему развитию в данной сфере. Считаю, что сегодня я получила очень ценные наставления.

Эксперты конференции отметили хорошую подготовку, глубину исследования и новизну решений, которые представили большинство участников.

– Считаю, что хороший обзор дорогого стоит, особенно если затронута интересная математическая задача, найдены приложения, сделаны компьютерные реализации, – подчеркнул эксперт конференции, заведующий кафедрой математической экономики ИМЭИ ИГУ Александр Филатов. – Все это было представлено участниками. Большое разнообразие тем: от математического анализа карточных игр до системы решения уравнений. Отметил бы работу Антона Галичина из Верхне-Идинской средней школы. Он показал, как геометрически построить некоторые фигуры и объяснил, почему этот метод лучше, чем тот, который изучается у них в школе. Очень целеустремленный молодой человек, у которого, я надеюсь, будет большое математическое будущее

– Изначально программа «Шаг в будущее» позволяла отбирать наиболее перспективных абитуриентов и давать им преференции при поступлении в Иркутский государственный университет, – рассказал заместитель декана биолого-почвенного факультета ИГУ Андрей Лиштва, участвующий экспертом в 19 конференциях. – Однако в связи с переходом к ЕГЭ подобные мероприятия стали  не столь значимыми. Тем не менее, конференции и предметные олимпиады в рамках программы «Шаг в будущее» позволяют находить наиболее перспективных абитуриентов и давать им персональные приглашения для поступления в университет. В целом уровень исследовательских работ, которые представляют школьники, на протяжении последних  лет остается неизменным. Имеются работы достаточно высокого уровня, сопоставимого с уровнем научных исследований на младших курсах вуза. Есть работы и реферативного порядка, но они, считаю, тоже должны быть, потому что они учат школьников тому, как правильно работать с научной литературой. 

Кроме защиты проектов, участники встретились с профессорами вузов в рамках мероприятия «Час науки». Ученые в занимательной форме рассказали школьникам о науке и методах научного исследования. Также во Дворце культуры Усолья-Сибирского прошла выставка-презентация вузов, где школьники смогли узнать условия поступления, определить сферу будущей профессиональной деятельности, узнать степень ее востребованности на рынке труда и оценить свои возможности при поступлении в университет.

Итоги конференции будут опубликованы на сайте лицея № 1 города Усолье-Сибирского.

Фоторепортаж смотреть здесь.

Максим Арзаев
Управление информационной политики ИГУ
Телефон: 20-23-25