ИГУ - Новости - Старейшая сотрудница ИГУ Пана Кардашевская: «Какая же я счастливая!» Старейшая сотрудница ИГУ Пана Кардашевская: «Какая же я счастливая!»
/ru/news/2013/details/news-id883
Старейшая сотрудница ИГУ Пана Кардашевская: «Какая же я счастливая!»
6 декабря 2013
Kardashevskaya_1

В год  95-летия иркутского классического университета одна из старейших сотрудниц вуза рассказала о своей работе на биолого-почвенном  факультете.

Шел 1939 год, время тяжелое, предвоенное. Прасковье Кардашевской не было и 16-ти лет, когда она переехала из Черемхово в Иркутск и поступила в вечернюю школу. Днем подрабатывала гардеробщицей. Однажды коллега случайно обмолвилась о вакансии на биолого-почвенном факультете ИГУ…  

В этом году Прасковье Александровне Кардашевской исполнилось 90 лет. Из них 71 год она проработала лаборантом кафедры зоологии беспозвоночных и гидробиологии биолого-почвенного факультета и хранителем экспонатов Байкальского музея имени профессора Михаила Кожова. Коллеги привыкли обращаться к ней – Пана Александровна, и мы, с ее позволения, тоже будем так величать.

– Шла на факультет и очень волновалась, – улыбается Кардашевская. – «Семь классов образования, специальных знаний нет, на что рассчитываю?» – такие мысли крутились в голове. В те годы факультет располагался не на улице Сухэ-Батора, как сейчас, а в главном корпусе на бульваре Гагарина 20 (сейчас здесь располагаются ИМЭИ и физический факультет ИГУ). Пришла на кафедру зоологии беспозвоночных. В то время там работали девять сотрудников во главе с профессором М.М. Кожовым. Я пробовалась на вакансию препаратора. Пришлось пройти небольшой экзамен. Передо мной положили хитиновый скелет краба, распавшийся на части, и попросили склеить. Материал такой хрупкий, а работа ювелирная! Помню, как нервничала. Кажется, руки тряслись так, что все видели. Но работу выполнила и получила должность! А потом уже полюбила и науку, и природу!

Пана Александровна и не мечтала, что ее непосредственным руководителем станет сам Михаил Михайлович Кожов – человек-легенда, известный  миру ученый, биолог, эколог, байкаловед. Она помогала ему проводить исследования – готовила препараты.

– Я понимала, что продолжать обучение нужно, – признается Пана Александровна, – но окончить школу мне так и не удалось. Через два года началась война, а после нее учиться уже не было смысла. Необходимые знания я получала в своей же лаборатории. Михаил Михайлович помогал. Он советовал, как можно больше читать, и сам приносил мне книги и газеты с интересными научными статьями. Вот так и училась. Днем – в лаборатории, вечером – дома с книгами. Тяжело, конечно, было. Приходилось узнавать и усваивать столько нового! Но был очень сильный стимул – меня окружали  великие люди, которым хотелось соответствовать. Они подталкивали меня к учебе, к новым знаниям.

– Вы обмолвились о военных годах. Ведь и в то тяжелое время университет работал.

– Да. Все пять лет. Тяжелейшее время. У каждого из сотрудников и преподавателей была дополнительная нагрузка. Меня с группой студентов направили в госпиталь, а через какое-то время назначили старшей. Мы ухаживали за ранеными, писали за них письма домой, делали все, чтобы они быстрее поправились.

– Вы ведь стояли у истоков создания байкальского музея биолого-почвенного факультета и музея в поселке Большие Коты.

– Это было в 1949 году. Я уже десять лет работала на кафедре под руководством профессора Кожова. Летом мы  выезжали на базу в Большие Коты. Сейчас  там достаточно хорошо оборудованный центр, где студенты проходят практику, делают свои первые научные шаги. А тогда все было по-другому. Меня поселили в небольшой домик  с одним окном, и я пробыла на станции два месяца. Однажды Михаил Михайлович сказал о том, что будет создавать музей. И я сразу начала работать – делать экспонаты. Помню, как он по два раза в день приходил и поторапливал. Ему хотелось поскорее оформить стенды. Так с моей скромной помощью он и создал музей. Знаете, по моим экспонатам до сих пор студенты учатся.

Кстати, музей хранит не только экспонаты Паны Кардашевской, но еще и уникальную картинную галерею. Профессор Кожов много лет дружил  с заслуженным деятелем искусств Борисом Лебединским. Они часто вместе ездили в экспедиции по Байкалу. Там у художника рождались сюжеты для будущих полотен, и часть из них он подарил музею друга.

Пана Кардашевская проработала под руководством профессора Кожова 30 лет, а после его смерти еще 15 лет с дочерью ученого Ольгой Михайловной.

– Эти люди стали очень дорогими для меня, почти родными, – признается Прасковья Александровна.

О Михаиле Кожове и других замечательных и талантливых преподавателях биолого-почвенного факультета лаборант Кардашевская написала книгу:   

– Это не совсем книга, – смеется она. – Помню, на 80-летие университета ко мне обратилась аспирантка с просьбой рассказать обо всех профессорах, докторах и деканах. Тогда я два месяца просидела за этой работой и написала биографию каждого из них.

А еще Пана Кардашевская – один из авторов мемориальной доски и стенда памяти сотрудникам биолого-почвенного факультета – участникам Великой отечественной войны.

– Мы делали ее вместе со студентами и ветераном войны Александром Колодкиным, – говорит Пана Александровна. Он подготовил информацию о  всех военных, а я о гражданских сотрудниках. Теперь наша общая работа олицетворяет события военных лет и помогает воспитывать патриотизм у молодого поколения.

По стопам мамы пошел сын Паны Александровны Валерий. Он преподавал историю, философию и религиоведение. Четыре года назад его не стало…

– Теперь меня радуют внуки, – признается наша героиня. – Старший окончил ИГУ, а младший только поступил на первый курс факультета математики, экономики и информатики нашего университета. Сейчас я понимаю, что всей своей жизнью обязана университету. Я рада, что по велению судьбы попала сюда. До сих пор думаю, какая же я счастливая!

Дмитрий НИСИФОРОВ

«Комсомольская правда – Иркутск»
в указанной папке нет изображений