ИГУ Что ты за фрукт!
/ru/news/2013/details/news-id873
Что ты за фрукт!
4 декабря 2013

Внештатный обозреватель газеты «Иркутский университет», 11-классница школы №1 Анна Щербина побывала на мастер-классе ИГУ для школьников.

Пожалуй, только сверстники способны понять меня так, как никто другой. Взрослые уже давно забыли, как мучились, выбирая, кем быть. Тех, кто еще в детском саду знает, что хочет стать врачом или учителем, – единицы. А все остальные вынуждены прислушиваться к себе, пытаясь понять, к чему же больше лежит душа – к математике, например, или литературе. И без доброго совета здесь просто не обойтись. Как же повезло школьникам – участникам нового совместного проекта «ПроФрукты» Иркутского государственного университета и «Молодежного кадрового центра»! У ребят есть возможность попробовать себя в роли географа, химика, астронома или журналиста.

Профориентационные мастер-классы проходят в классическом университете. На одном из них – «Кто, как и зачем изучает воду?» –- побывала и я.

Идя на лекцию, думала, что буду чувствовать себя, мягко скажем, переростком, – ну что это такое, если буду сидеть в одном классе со школьниками 8-15 лет (именно для детей такого возраста проводятся занятия. - Прим. авт.), - но я ошиблась! Захожу в аудиторию географического факультета, где проходит мастер-класс. Заместитель декана по учебной работе географического факультета, доцент Оксана Бархатова объясняет школьникам, откуда появилась вода, сколько ее на Земле, и исчезнет ли она в ближайшем будущем.

Впервые приходится работать со студентами такого возраста, – пошутила Оксана Анатольевна, начиная занятие. – Если вам будет что-то непонятно, задавайте вопросы, с удовольствием отвечу.

Преподаватель включила проектор и начала пролистывать слайды презентации. Первая часть семинара исследовательская. Уверяю вас, приготовленную лекцию оценили бы не только школьники, но и студенты!

Только 1% воды в мире пригоден для питья, – пояснила Оксана Анатольевна.

Но ведь сейчас придумали опреснители, – смело заявил один из школьников Артем Челондаев, ученик шестого класса, школы № 26.

Да, действительно, в Казахстане и Китае есть заводы, на которых происходит сложнейший процесс опреснения морской воды, – ответила лектор. – Артем, ты молодец!

А я, например, впервые услышала такую аксиому: если на какой-либо точке Земли находится суша, то на противоположной стороне, как правило, океан.

А почему на катке бывает темная и светлая полосы льда? – поинтересовалась другая участница проекта «ПроФрукты», одноклассница Артема Наташа Усова.

Значит, лед состоит из несколько слоев воды, которые образовывались по-разному, – объяснила преподаватель.

Ребята с неподдельным интересом слушали лекцию, и я вместе с ними. Мы узнали об опытах, которые ученые ставят с водой, интересных результатах исследований, а также о том, что на географическом факультете ИГУ выпускают гидрологов, которые о формуле Н2О знают все!

«Уже полтора часа прошло, занятие заканчивается! – подумала я, взглянув на часы. – Не заметила, как лекция пролетела…»

Мне было очень интересно, – поделилась впечатлениями Наташа Усова. – Вообще нас привела сюда классный руководитель. Она рассказала, что есть такие мастер-классы и предложила сходить всем желающим. Я была одной из первых, кто записался.

Я теперь ни одного занятия не пропущу! – заверил Артем Челондаев.

А сколько же их всего будет?

«Кто, как и зачем изучает воду?» – мастеркласс, рассчитанный на четыре занятия, – рассказала главный специалист Молодежного кадрового центра Надежда Янчевская. – В ближайшее время будем запускать параллельно еще три серии семинаров – «Журналистика», «Астрономия. За пределами Земли», «Удивительный мир растений». Вести их будут профессионалы своего дела – известные ученые, профессора университета.

Как пришла идея создания таких уроков?

Большинство выпускников школ не имеют представления о том, кем хотят быть в будущем, – объяснила Надежда Янчевская. – А это влечет за собой сдачу профильных экзаменов наобум и неосознанный выбор будущей специальности. Цель нашего проекта – уже в младших и средних классах рассказать о разнообразии сфер деятельности и предложить попробовать себя в профессии, чтобы сделать верный выбор после окончания школы. Кроме того, мы считаем, что развивать интерес к науке нужно с детства. Классический университет в качестве площадки для проведения занятий выбран неслучайно. Это старейший вуз не только города Иркутска, но и Восточной Сибири. Здесь сформировались известные во всем мире научные школы. Мы хотим, чтобы ребята заразились университетским духом.

Мы с радостью откликнулись на участие в проекте «ПроФрукты», так как считаем, что интерес к профессии надо формировать со школьной скамьи. Если мы будем успешны в профессиональном плане, то комфортно нам будет и в других сферах, ведь на рабочем месте мы проводит немалую часть времени, – заключает Оксана Бархатова. – Для этого надо выбрать то, что будет по душе, да еще и доход приносит. Наши направления – «гидрология», «метеорология», «география», «природопользование», по которым мы обучаем на факультете, очень интересны, востребованы и уникальны. А многие школьники о таких профессиях попросту не знают. Поэтому первый мастер-класс мы посвятили тому, чтобы через знания о воде рассказать о направлениях на факультете, ученых, которые занимаются изучением этих отраслей науки.