ИГУ - Новости - Телескоп «МАСТЕР-II» зафиксировал еще один неизвестный космический объект Телескоп «МАСТЕР-II» зафиксировал еще один неизвестный космический объект
/ru/news/2013/details/news-id782
Телескоп «МАСТЕР-II» зафиксировал еще один неизвестный космический объект
24 октября 2013
telescope-asteroid

В ночь с 22 на 23 октября автоматический телескоп «МАСТЕР-II», установленный на астрофизическом полигоне Иркутского государственного университета в Тункинской долине, обнаружил новый околоземный астероид. Телескоп работает в составе сети автоматических установок, созданной астрономами Московского государственного университета под руководством профессора Государственного астрономического института им. Штернберга (ГАИШ) МГУ Владимира Липунова.

Космический объект имел 16 звездную величину, находился в созвездии Пегаса и двигался со скоростью 7,2 угловых секунд в минуту. По предварительным данным, его размер оценен в 159 метров. Час спустя после обнаружения сотрудники лаборатории Космического мониторинга ГАИШ МГУ Денис Денисенко и Евгений Горбовской (выпускник Лицея ИГУ), подтвердили открытие, зафиксировав астероид на новых изображениях, полученных с тункинского телескопа. Сообщение об обнаружении объекта было отправлено в международную службу.

В течение нескольких часов открытие подтвердили еще 8 обсерваторий в Германии, Англии, Италии, США и Чили. Международный Центр малых планет присвоил новому астероиду обозначение 2013 UG1.

– Астероид 2013 UG1 относится к типу Атона, – рассказывает о космическом объекте директор астрономической обсерватории ИГУ, проректор по внешним связям Сергей Язев. – Такие астероиды движутся вокруг Солнца сравнительно близко к нашему светилу. Среднее расстояние от подобных объектов до Солнца меньше радиуса орбиты Земли, другими словами, большую часть времени астероид проводит внутри земной орбиты. Но, поскольку небесный скиталец движется по вытянутому эллипсу, в самой дальней точке свой замкнутой траектории он выходит за пределы орбиты Земли. Астероиды типа Атона сравнительно немногочисленны по сравнению с другими типами.

Один оборот вокруг Солнца астероид совершает за 260,6 суток. Он периодически подходит к Солнцу ближе, чем планета Меркурий, а затем уходит от Солнца дальше, чем Земля. При этом минимальное расстояние между орбитами Земли и астероида составляет всего 190 тысяч километров, что почти в два раза ближе Луны. Интересно, что периодически он сближается и с Меркурием, и с Венерой, и с Землей. За 5 дней до своего открытия он прошел на расстоянии 1 миллион 720 тысяч километров от нас и теперь удаляется.

Специалисты из Пизанского университета рассчитали, что в октябре 2065 года объект 2013 UG1 пройдет всего в 7 тысячах километров от поверхности Земли, что меньше диаметра нашей планеты. В октябре 2070 года астероид повторит подобный маневр, а спустя 5 лет (в 2075 году) снова сблизится с нашей планетой, но на этот раз пройдет несколько дальше – в 27 тысячах километров.

Отметим, что в течение месяца на телескопе в Тункинской долине открыт уже второй околоземный астероид. За всю постсоветскую историю российской астрономии всеми телескопами на территории России были открыты только 7 околоземных астероидов, в том числе 2 телескопом сети «МАСТЕР» установленном на астрофизическом полигоне ИГУ в Тункинской долине.

Анимация трех первых снимков за 12:24-12:28 UT 22 октября доступна здесь