.
/ru/news/2013/details/news-id663
"Мы делим ответственность за наш общий мир"
23 августа 2013
shkola_letnya

В ИГУ начала работу V Международная школа молодых ученых «Экология крупных водоемов и их бассейнов». В этом году в ней принимают участие около 70 студентов, ученых, преподавателей из Германии, США, Франции, Швейцарии и России.

Открыл школу ректор ИГУ Александр Аргучинцев. Он познакомил иностранных участников с университетом, рассказал о важных вехах его развития и основных направлениях деятельности.

В первый день были прочитаны три лекции: «Палеолетопись Байкала» (советник РАН, академик Михаил Кузьмин), «Температурный режим Байкала за последние 100 лет» (заведующий лабораторией гидрологии и гидрофизики Лимнологического института СО РАН, доктор географических наук Михаил Шимараев), «Катастрофы – природные и антропогенные» (заместитель директора Института земной коры СО РАН по науке, доктор геолого-минералогических наук Кирилл Леви). По завершению лекций участники школы выехали на Байкальскую биостанцию ИГУ в поселок Большие Коты.

Организаторами школы молодых ученых выступили биолого-почвенный и географический факультеты ИГУ, кафедра водных ресурсов ЮНЕСКО при Иркутском государственном университете. Школа поддержана проектами Программы стратегического развития университета и грантом РФФИ.

В программе школы, кроме лекций, которые прочитают известные ученые, например, первый проректор Савойского университета Тьерри Вильмен и профессор Кильского университета Вильгельм Виндхорст, запланированы: круглый стол на тему «Озеро Байкал – Всемирное наследие ЮНЕСКО», практические занятия, орнитологическая и геоботаническая экскурсии, экскурсии на гору Скрипер и в Байкальский музей НИИ биологии ИГУ.

В пресс-центре «Интерфакс-Сибирь» организаторы школы провели пресс-конференцию с участием ректора ИГУ, профессора Александра Аргучинцева, первого проректора Савойского университета (Шамбери, Франция), профессора Тьерри Вильмена, профессора университета Кристиана Альбрехта (Киль, Германия) Вильгельма Виндхорста, декана биолого-почвенного факультета ИГУ, профессора Аркадия Матвеева, проректора по стратегическому развитию ИГУ, профессора Андрея Манциводы.

В ходе пресс-конференции присутствующие рассказали о взаимодействии университетов в организации школы и ответили на вопросы журналистов.

Аркадий Матвеев: "Сегодня наука в России выходит на новый уровень развития и приобретает междисциплинарный характер. Общение молодых ученых в рамках международной школы – это тот толчок, который позволит российской науке выйти на новый уровень. Соглашение между ИГУ и зарубежными университетами позволяет иркутским студентам выезжать учиться в другие страны. Таким образом, ИГУ готовит наиболее конкуретноспособных специалистов".

Вильгельм Виндхорст: "Подобное сотрудничество позволяет немецким студентам учиться, сравнивая экологическую ситуацию Германии и Иркутской области. Сегодня в Германии из-за перенаселенности возникло очень много экологических проблем. Мы же сейчас обучаем людей, которые способны справиться с негативным влиянием на окружающую среду. Мы делим ответственность за наш общий мир".

Тьерри Вильмен: "Развитие туризма на Байкале и повышенное внимание к нему со стороны представителей различных стран создает новую тему для сотрудничества между Савойским университетом и ИГУ. Живя рядом с таким прекрасным озером, важно сохранить его".

Андрей Манцивода: "У нас есть естественное конкурентное преимущество, связанное с уникальностью озера Байкал. Мы обязательно должны на него опереться. Сейчас речь идет даже не о привычном всем понятии туризма, ведь есть еще туризм высокого класса: образовательный, познавательный, научный. Именно его и развивает наш университет".

– Чем отличаются методики преподавания за границей и в Иркутском государственном университете?

Александр Аргучинцев: "Иностранные студенты давно прошли тот уровень интернационализации, который наши студенты только начинают осваивать. Европейские студенты открытые, в большинстве своем свободно владеют английским языком. У них совсем другой стиль общения с преподавателем. Это особенно характерно для американских вузов, когда в ходе лекций к преподавателю можно обращаться по имени и задавать вопросы. Что касается требовательности – у нас студент гуляет от сессии до сессии, а потом усиленно изучает курс. За рубежом же лекции превращаются в обзоры по курсу, а весь необходимый материал выкладывается в свободном доступе в интернете. Студент обязан изучать соответствующие блоки, самостоятельно делать задания – это жестко контролируется в течение семестра. Если он не наберет нужное количество баллов в течение семестра, то в итоге получит плохую оценку, как бы хорошо он не сдал последний экзамен".

– Какой практический результат вы ждете от работы международной школы?

Аркадий Матвеев: "Школа – это опыт, обучение методам работы, стилю, интенсивности, и все это дает свои результаты. Ряд участников первых школ уже защитили кандидатские диссертации".

Андрей Манцивода: "Надо понимать, что это не школа первокурсников. Это школа высочайшего уровня, где образование соединяется с наукой, и результат – кандидатские диссертации".

Александр Аргучинцев: "По опыту предыдущих школ скажу, что общение в рамках школы со временем превращается в длительные контакты. А они, в свою очередь, – в совместные международные проекты. Подобные молодежные коллективы могут подавать заявки на участие в различных конкурсах и грантах".

– Если мы говорим о международном сотрудничестве, то почему привлекаются только европейские школы и нет африканских, азиатских и т.д.?

Тьерри Вильмен: "Основная проблема – это средства. ЮНЕСКО сейчас испытывает недостаток фондов. Например, африканские ученые не могут себе позволить нести высокие транспортные расходы. Очень жаль, что мы пока не справляемся с этой проблемой".

Аркадий Матвеев: "Месяц назад у нас были представители университетов Китая и Кореи, с которыми ИГУ заключил договоры о сотрудничестве. Думаю, что участие представителей азиатских стран – следующий шаг в развитии школы".