ИГУ Заседание Ученого совета ИГУ от 7 июня 2013
/ru/news/2013/details/news-id564
Заседание Ученого совета ИГУ от 7 июня 2013
13 июня 2013

7 июня состоялось заседание Ученого совета ИГУ под председательством ректора университета А.В.Аргучинцева.

На заседании присутствовали 37 членов совета.

На заседании было рассмотрено несколько вопросов.

Об итогах работы комиссии по общежитиям доложил проректор по экономической деятельности и кадрам А.В.Гаврилюк. Он сообщил, что на балансе университета находятся восемь зданий студенческих общежитий, в двух из которых студенты не проживают (общежитие №1 и общежитие №8). Остальные общежития – смешанного типа. На 3 июня с.г. количество проживающих студентов в общежитиях составляет 2551 человек. Количество сотрудников университета и их семей – около 700, более 300 – не сотрудники ИГУ. Техническое состояние общежитий разное. Но большинство общежитий находятся в неудовлетворительном состоянии.

По предварительным подсчетам для приведения всех общежитий в хорошее состоянии необходимо от 60 до 100 млн. рублей.

Комиссией был подготовлен проект положения об общежитиях, сформированный на основе типового положения, разработанного Министерством образования и науки РФ. Новое положение принято членами Ученого совета единогласно.

Ознакомиться с проектом положения об общежитиях можно здесь.

На Ученом совете было принято решение о том, что комиссия по общежитиям продолжит работу и подготовит предложения по структуре управления общежитиями.

Проректор по стратегическому развитию А.В. Манцивода и главный бухгалтер Ю.В. Надмитов доложили о результатах работы комиссии по бюджетированию.

А.В. Манцивода отметил, что создание системы бюджетирования – один из ключевых пунктов программы ректора А.В. Аргучинцева. Кроме того, открытость бюджета университета – одно из важнейших требований Министерства образования и науки РФ.

А.В. Манцивода предложил в качестве основного элемента бюджетной системы использовать центры финансовой ответственности (ЦФО) ИГУ, то есть элементы организационной структуры университета, наделенные материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами для осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с их правами и обязанностями. ЦФО могут быть кафедры, факультеты и иные подразделения, обладающие отдельным бюджетом.

Комиссией был предложен проектный подход к системе бюджетирования. Это значит, что управленческая система университета рассматривается как комплекс проектов. Каждый проект имеет определенную структуру: цель, измеряемые и проверяемы индикаторы, сроки исполнения, бюджет, ЦФО, который является исполнителем проекта.

Каждый проект состоит из трех компонентов: поступление средств – приход средств из внешних источников; выбытие средств – расходы на проект; внутреннее перечисление средств – внутриуниверситетские перечисления из проекта в проект.

Предлагаемый формат построения бюджета проекта:

технологически реализуем через механизмы формирования балансов в рамках системы 1С:Бухгалтерия;
является привычным и уже используется в университете;
позволяет подразделениям формировать бюджет в хорошо знакомой системе MS Excel;
обеспечивает высокую гибкость через механизмы управления проектами.
А.В. Манцивода отметил, что проектный стиль бюджетирования позволяет гибко регулировать ситуацию, управлять реестром проектов.
Бюджет ЦФО – консолидированный бюджет, формируемый из бюджетов проектов, у которых данный ЦФО является исполнителем. Таким образом, бюджет ИГУ формируется как консолидированный пакет бюджетов ЦФО.
Исполнение бюджета в этом случае имеет следующие характерные черты:
1. Любая финансовая операция в ИГУ осуществляется в рамках ровно одного проекта.
2. Выбытие средств в любом проекте осуществляется исключительно для достижения целей проекта.
3. Для проведения финансовой операции ЦФО.
указывает проект, в рамках которого осуществляется операция;
указывает код КОСГУ, определяющий тип платежа;
дает комментарий о назначении платежа.
4. Соответствие текущих финансовых операций ЦФО и его бюджета отслеживается автоматически.
Информационная система бюджетирования ИГУ в автоматическом режиме выдает отчето движении средств в любом проекте ИГУ. 
Благодаря такой организации работы становятся прозрачными и понятными механизмы формирования отчетов – важнейших элементов контроля бюджета. Контроль за исполнением проекта осуществляется через отчеты и автоматическое отслеживание расхода средств. Отчеты планируется публиковать публично. На сайте университета будет запущен сервис, где желающие смогут ознакомиться с отчетом по выбранному проекту.
Этапы реализации системы бюджетирования ИГУ:
до 1 июля – формирование реестра проектов централизованного фонда ИГУ,
1 сентября – начало работы информационной системы бюджетирования для централизованного фонда,
сентябрь – ноябрь – пилотная эксплуатация системы,
с сентября – начало обучения работе с информационной системой бюджетирования,
до 1 ноября ЦФО подают в ФЭУ список проектов,
до 1 декабря сбор бюджетов проектов на 2014 г.
с 1 января 2014 – начало работы системы бюджетирования для университета в целом.
Предложенная система бюджетирования была утверждена единогласно.
Проректор по образовательной деятельности Н.В. Деренко доложил о распределении контрольных цифр приема бюджетного и внебюджетного набора в 2013 г. между факультетами и институтами. Были утверждены КПЦ и стоимость обучения в 2013 году по основным образовательным программам. Минимальная стоимость обучения на контрактной основе, установленная Министерством образования и науки РФ составляет 63 320 рублей (бакалавриат) и 74 330 (магистратура).
Н.В. Деренко представил «Дорожную карту» формирования бюджетных фондов оплаты труда профессорско-преподавательского состава (ППС) и учебно-вспомогательного персонала (УВП) факультетов и институтов ИГУ и выхода на нормативные показатели штатного расписания.
Н.В. Деренко рассказал о методике формирования нормативного штатного расписания. Она реализуется следующим образом. Фиксируются среднемесячные (за период октябрь 2012 – апрель 2013) бюджетные фонды оплаты труда ППС и УВП факультетов, институтов, общеуниверситетских кафедр; размер фондов делится на скорректированную для подразделения величину средней нормативной зарплаты.
По рассчитанному нормативному штатному расписанию проводится анализ несоответствий реального штатного расписания, исходя из следующих параметров: соотношение численности бюджетных студент и преподавателей (норма – 10/1 на первом курсе, 9/1 на старших курсах); нагрузка преподавателя (норма – 800-900 часов на преподавателя).
С целью приведения штатного расписания к нормативной численности (это ведет к увеличению средней заработной платы с 22 тыс.руб. до 30 тыс.руб.)  руководителям подразделений предлагается разработать план соответствующих мероприятий (в частности, заменить ставки, используемые для доплат, соответствующими надбавками; перевести часть ставок во внебюджетные). Освобождающееся средства направляются на повышение зарплаты ППС и УВП через надбавки. Руководитель подразделения вправе перемещать средства из фонда УВП в фонд ППС и наоборот.
Ректорату рекомендуется предусмотреть меры поощрения руководителей подразделений, приведших штатное расписание в соответствии с нормативами учредителя.
На заседании состоялось вручение знака «75 лет Иркутской области» заведующему кафедрой медицинской психологии И.В. Ярославцевой, доценту кафедры истории России В.П. Шахерову, преподавателю кафедры судебного права И.А. Фоминой, а также были обсуждены другие важные вопросы.

С изложением заседания Ученого совета 7 июня 2013 года можно будет ознакомиться 24 июня в разделе «Ученый совет» сайта ИГУ.