ИГУ - Первый юбилей Первый юбилей

Первый юбилей

Социологической лаборатории региональных проблем и инноваций Института социальных наук исполнилось 5 лет.

В связи с этим мы попросили ответить на наши вопросы заведующую лабораторией, доктора социологических наук, профессора Татьяну Ивановну Грабельных.
0413_09– Татьяна Ивановна, для чего создавалась лаборатория? Какова её основная задача?
– Прежде всего, нам была нужна производственная и научная площадка для углубления профессионализации студентов и выпускников, сотрудничества с базовыми организациями. Цель виделась также в координации научных исследований по проблемам высшей школы, выполнении исследовательских и проектных работ по заказам государственных и других структур, продвижении проектов студентов и аспирантов.
– Как развивается Ваше сотрудничество с базовыми организациями на сегодняшний день?
– В форме партнерских отношений. Помимо предоставления мест практик, работодатели принимают участие в научно-практических конференциях, семинарах, федеральных курсах повышения квалификации, исследовательских проектах. На настоящий момент заключено более 30 договоров по сотрудничеству с организациями и подразделениями государственных органов: Экспертным Управлением Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области; Управленим Федеральной миграционной службы по Иркутской области; «Иркутским областным клиническим консультативно-диагностическим центром»; Комитетом по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска.
– В дни празднования юбилея города Вами проводилась Международная научно-практическая Интернет-конференция «Иркутск: традиции и проектирование будущего», которая явилась одной из дискуссионных площадок для обсуждения Концепции стратегии социально-экономического развития г. Иркутска до 2025 года. Продолжается ли сотрудничество в данном направлении?
– Безусловно. Последовательно проводится курс на инновационное проектирование в рамках отдельных дисциплин, курсовых и дипломных работ. Лучшие проекты отправляются на всероссийские и региональные конкурсы (ВЦИОМ и др.). Ежегодно проводятся инновационные сессии по презентации студенческих инновационных проектов. В текущем году пройдет VI Инновационная научно-методическая сессия преподавателей и студентов «Спрос работодателей на инновационную проектную деятельность студентов исследовательского и экспертно-аналитического профилей» с участием представителей органов государственного и муниципального управления.
– Не могли бы Вы привести пример позитивного опыта взаимодействия с региональными органами власти в аспекте инновационной активности студентов?
– В качестве такого примера может выступить опыт привлечения студенческого сообщества к доработке программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Иркутской области. Было разработано 9 инновационных проектов, которые получили поддержку Администрации г. Иркутска и были направлены на конкурс в Министерство экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области: «Международный образовательный центр межкультурных и деловых коммуникаций» (Е.С. Козлова); «Агентство информационного развития “ИнфоГрад”» (Е.В. Дроздова); «Иркутский Центр Моды» (Л.М. Кащеева); «Иркутский центр физической культуры и духовного развития личности» (О.А. Ницина); «Культурно-ориентированная социальная реклама в г. Иркутске» (А.В. Ильина); «Иркутский научно-промышленный фармацевтический комплекс» (М.Л. Мясникова); «Территориальный культурно-парковый дизайн г. Иркутска» (И.К. Лаптева, Е.Э. Прокопьева, А.А. Князьков); «Иркутский Центр социально-экономического анализа и прогнозирования» (А.Н. Кравцова, Д.А. Степанюк); «Иркутский механизированный экологически-ориентированный автопарковочный комплекс» (Ю.А. Казакова, Н.С. Бухарова, М.М. Седолобова, Д.В. Пан).
– Известно, что Лаборатория проводит мониторинги не только работодателей, но и абитуриентов, студентов и выпускников. Совпадает ли видение на развитие ситуации в сфере образования и ее связи с производством всех заинтересованных сторон?
– Совпадает, в особенности в части признания важности прямого партнерства этих сторон. Одними из форм прямого партнерства видятся профессиональные и деловые площадки, которые могут выступить институциональной базой для обеспечения гарантированного спроса на выпускников, доступа к специалистам-практикам, дополнительным материальным и информационным ресурсам, а также к современной технологической базе. Кроме того, результаты прямого партнерства через сеть профессиональных и деловых площадок позволят повысить позиционирование Института, в целом вуза, на отраслевом рынке образовательных услуг. Мы продолжаем работать в данном направлении.
– Выпускник, окончивший ваш Институт, какой он? Каковы его планы, ожидания, ориентации, согласно данным проведенных вами мониторингов за 2010 – 2012 годы?
– По результатам мониторингов, как правило, это успешный выпускник, уже приступивший к реализации профессионально-личностной стратегии, восприимчивый к колебаниям на региональном рынке труда, адаптированный к постоянно меняющимся условиям социальной реальности, собирающийся работать по специальности (направлению подготовки), ориентированный на дальнейшее обучение и повышение квалификации.