«Самый лучший на свете наставник и друг»

В связи с этим юбилеем мы попросили ответить на несколько вопросов его директора, доктора философских наук, профессора Владимира Алексеевича Решетникова.

Владимир Алексеевич, институт создавался в трудных условиях трансформации общества и системы образования. Какова была главная цель его организации?
– Напомню, что это был конец 90-х годов, когда стала обнажаться ограниченность либеральных иллюзий о том, что рынок все отрегулирует и организует. Нарастала потребность в социальных технологах, инженерах, которые были бы способны к позитивному развитию общества и, одновременно, были бы далеки от политиканства. Мировой опыт показывает, что это, прежде всего, социальные работники, затем социологи, социальные менеджеры, регионоведы и, наконец, специалисты по государственному и муниципальному управлению. Наивно было бы ожидать немедленный результат. Не те масштабы. Но мы посчитали своим долгом внести посильный вклад в познание и конструирование новых отношений посредством подготовки таких специалистов.
Сегодня Институт – это целостный и, по нашему мнению, рационально устроенный организм. Подчеркну, это не механическая или машиноподобная вертикаль, а органическая целостность. И она подходит к своему совершеннолетию.
Мы обучаем на дневном отделении и на факультете дополнительного образования студентов по четырем специальностям: «Регионоведение», «Менеджмент организации», «Социология», «Социальная работа»; и четырем направлениям: «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Социология», «Социальная работа». Есть аспиранты. Ведется курсовая переподготовка.
В последние годы работать стало полегче, так как уже образовалась сеть выпускников, которые нас активно поддерживают. Мы прорастаем в регион по принципу ризомы.
– А каковы ваши ближайшие перспективы и планы?
– Наша общая перспектива – превращение Института в лидера социального образования в сибирском регионе. И это реально. Конкурентные преимущества постепенно накапливаются. В ближайшей же содержательной перспективе надо продолжать   переход к обучению по программам бакалавриата и магистратуры, развивать аспирантуру по социологии и социальной философии, реализовать обширные планы по методической, научно- исследовательской и воспитательной работе. Проблем много, но наш коллектив создавался в эпоху перемен и готов к инновациям.
–   Есть ли какая-то проблема в работе института, которая доставляет вам особое беспокойство?
– Да, и это проблема ясности целей и задач воспитательной работы. Вспомним, что вообще образование – это общественный институт, нацеленный на социокультурное воспроизводство поколений. В основе этого процесса лежит образ, это формирование некоего общепринятого идеала человека. Например, в Англии долгое время господствовал идеал джентльмена, в Германии офицера, в США self made man, в Японии – человека организовавшего собственное дело. А у нас? Образ потребителя ? Вопрос социологов об идеале современного человека, адресованный российской молодежи, дает безрадостные результаты. Но эта проблема не только наша.
– И что же можно сделать в условиях вуза?
– На этот вопрос невозможно ответить в формате интервью. Более того, об этом спорят уже четверть века видные специалисты и пока ничего не добились. Нужно определиться с самоочевидным. Остановиться на том, без чего нельзя обойтись.
Я бы выделил как минимум три цели: формирование научной рациональности, укрепление у молодых людей стремления к саморазвитию и самореализации, воспитание патриотизма. А смысловой опорой могут быть идеалы Просвещения XVIII века. Далеко от нас, таких продвинутых? Однако расцвет мистики и суеверий, несамостоятельность мышления нашего современника показывают, что эти идеалы еще не достигнуты, и мы уверенно идем к новому средневековью. Пока, правда, только каждый третий житель России, по данным ВЦИОМ (исследование было проведено в 2011 году) уверен, что Солнце вращается вокруг Земли. А будет больше.
– И все-таки, это общие положения. Или у вас в институте они как-то реализуются через конкретные установки?
– Пытаемся. В сущности современная молодежь заброшена. Государственное финансирование развития молодежи не достигает и трети от советских времен, а родители заняты выживанием. Отсюда простая задача – помочь человеку самоопределиться через овладение профессией, занятия спортом, наукой, искусством.
Если подбирать ключевое слово для определения сути учебного процесса, то это будет сотрудничество. Так, например, студенческая жизнь для первокурсников у нас начинается, когда они с 1 сентября попадают в заботливые руки кураторов-старшекурсников и проходят вводный адаптационный курс во время которого обучаются работать в научной библиотеке, конспектировать лекции, писать рефераты и готовиться к экзаменам. Многие занятия проводятся в интерактивной форме – в виде тренингов, семинаров и круглых столов, с использованием современных методик и программного обеспечения. Студент – это наш соратник.
Используются и кооперативные стратегии, когда студенты и преподаватели совместно ищут ответы на разные вопросы в ходе работы научных кружков, на интеллектуальных играх, в процессе мозговых штурмов и даже на «капустниках». Социологические опросы студентов показали, что они высоко оценивают кооперативную составляющую корпоративной культуры института.
Далее к разговору присоединились:
Декан социального факультета ИСН, кандидат философских наук, доцент Евгения Викторовна Гольцова:
– Мне бы хотелось также подчеркнуть, что кооперация опирается на два связанных процесса. С одной стороны, идет процесс повышения качества преподавательского труда через системы переподготовки. Только в прошедшем году 14 преподавателей прошли стажировки в крупнейших научно-образовательных центрах страны и зарубежья. Преподаватели кафедры государственного и муниципального управления участвовали в Форуме содействия развитию муниципальной реформы в Анапе, курсах по дизайну учебных программ и преподавательским технологиям в Будапеште.
Ну, а вторая сторона процесса? Это высокая поисковая активность студентов. В последние годы они активно выезжали на учебу в Институт социологии РАН в Москве, выигрывали гранты в зарубежных вузах: в Польше – А. Говорова, Е. Жукова, в Португалии – А. Кузьмина, Е. Дроздова, в Канаде – А. Завьялов, в США – А. Новиков в Финляндии – Е. Козлова. Студенты специальности «Социальная работа» неоднократно побеждали в конкурсе социальных проектов «Социальная радуга».
Заместитель директора ИСН по воспитательной работе, старший преподаватель кафедры социальной работы Людмила Анатольевна Гуринович:

– В Институте приветствуется устремления ребят к развитию и самосовершенствованию. Есть шесть организаций и клубов, где многие могут найти занятие по душе: это и спортивный клуб с множеством проводимых соревнований; клуб интеллектуалов, игры которого проводятся на различных уровнях – от институтского до Всероссийского; клуб веселых и находчивых. Ведь развитие лидерских качеств в сочетании с воспроизводством научного мышления на основе богатейших теоретических знаний и управленческих решений, которыми преподаватели института охотно делятся со студентами, – это залог успеха и в настоящем, и в будущем. И это могут подтвердить наши лучшие студенты, являющиеся финалистами и победителями популярных конкурсов «Лица ИГУ» и «Люди года ИСН»: Яна Черных, Дарья Вдовенко, Наталья Михайлова, Екатерина Лялина, Мария Федорякина, Надия Гафиева, Альбина Паркачева, Татьяна Черемных, Ксения Атаманова, Екатерина Нерушкина, Евгений Балабанов, Андрей Кудряшов, Евгений Колосков, Елена Даракчан, Артем Ремнев, Александра Морева, Евгений Че, Клавдия Колесник, Анастасия Поломошина, Анастасия Киселева, Алена Кравцова.