Простые правила защиты от телефонных мошенников
25 февраля 2024

Уважаемые коллеги!

Участились случаи мошенничества в отношении работников ФГБОУ ВО «ИГУ».

На телефоны работников стали приходить сообщения, поступать звонки от имени ректора А. Ф. Шмидта, руководства Минобрнауки России о необходимости ответить на вопросы сотрудников ФСБ, МВД, Росфинмониторинга и иных государственных органов.

Обращаем Ваше внимание, что никакие вопросы, связанные с проверками правоохранительных органов, персональными данными или банковскими (финансовыми) операциями, руководство Университета не обсуждает с работниками посредством мессенджеров или мобильной (сотовой) связи.

Кроме того, коммуникация по рабочим вопросам, связанным с банковскими (финансовыми) операциями, защитой персональных данных в информационных системах Университета происходит в рабочее время и опосредованно через сотрудников профильных структурных подразделений (управления бухгалтерского учета и контроля, ЦНИТ, управления комплексной безопасности). 

Убедительная просьба, при коммуницировании по вышеуказанным вопросам использовать стационарную телефонную связь с использованием телефонных номеров, указанных в телефонном справочнике Университета https://isu.ru/ru/contacts/phones/main/.

При получении по электронной почте или в мессенджере от Росфинмониторинга, Центрального Банка России, полиции, прокуратуры, кредитной организации или иных государственных органов и коммерческих организаций писем, запросов, уведомлений, связанных с Вашими персональными данными, банковскими счетами или иными финансовыми операциями, рекомендуем Вам обратиться в организацию-отправитель по номеру телефона, указанному на официальном сайте организации, и уточнить факт направления в Ваш адрес данного документа.

Обращаем Ваше внимание, что направление документов вышеуказанными способами не предусмотрено регламентами государственных органов и кредитных организаций – для данного вида коммуникаций используются почтовые отправления на бумажном носителе (Почта России), личный кабинет в приложении кредитной организации, личный кабинет налогоплательщика или приложение «Госуслуги».

При общении (по телефону, в мессенджере) по рабочим вопросам никогда не ставится условие о соблюдении конфиденциальности либо исключения присутствия посторонних лиц при разговоре с позвонившим или «указанным лицом».

Дополнительно предлагаем ознакомиться с ключевыми моментами при осуществлении мошеннической деятельности.

Простые правила защиты от мошенников

  1. Службе безопасности банка не требуется получать от клиента никакой дополнительной информации (у них она и так есть). Сотрудники банка в состоянии самостоятельно приостановить движение средств по карте, если транзакции им покажутся подозрительными.
  2. Если Вам по телефону представляются сотрудником банка или полицейским, всегда считайте, что общаетесь с мошенником (в 99,999% случаев это соответствует действительности).
  3. Когда кто-то представляется Вам сотрудником службы безопасности банка, смело кладите трубку и перезванивайте по номеру на банковской карте. Если Вам действительно звонил представитель банка – Вас соединят с ним.
  4. Банк никогда не будет просить Вас сделать что-то через банкомат. Настоящие сотрудники банка пригласят Вас в ближайший офис банка. Если Вас просят сходить к банкомату и совершить там какое-то действие – это верный признак мошеннической схемы.
  5. Если Вам по телефону, в мессенджере сообщают о подозрении в совершении переводов денежных средств в недружественные страны или финансировании запрещенных (нежелательных) организаций, считайте, что общаетесь с мошенниками. В случае подозрительных банковских (финансовых) операций сотрудники правоохранительных органов не будут уведомлять Вас об этом по телефону или в мессенджере, данные действия противоречат предусмотренной законодательством процедуре.
  6. Сотрудники полиции (и иных правоохранительных органов) никогда не привлекают граждан к оперативно-розыскным мероприятиям по телефону. Всегда организуется личная встреча. При поступлении подобного звонка требуйте вызова по повестке и прекратите общение по телефону. Общение с сотрудниками правоохранительных органов должно проходить в служебных помещениях соответствующих организаций.
  7. Сотрудники полиции никогда не будут по телефону у Вас просить денежное вознаграждение за урегулирования вопросов с правоохранительными органами (например, Ваш родственник, знакомый, коллега попал в ДТП), так как это уголовно-наказуемое деяние, как со стороны сотрудника правоохранительных органов (ст. 290 УК РФ «Получение взятки»), так и гражданина (ст. 291 УК РФ «Дача взятки).
  8. Ни в коем случае никогда не переводите деньги, следуя рекомендациям по телефону. Не сообщайте собеседнику ни код из СМС, ни данные Вашей карты, ни кодовое слово, не соглашайтесь на предложение поменять кодовое слово или пароль. Попросить сообщить код может лишь сотрудник банка в момент Вашего нахождения в офисе банка (в таком СМС будет указано, что код следует сообщить сотруднику банка).
  9. Для оформления карт с повышенным кэшбэком, выгодных условиях вклада и прочих заманчивых предложений не требуются личные данные, реквизиты банковской карты и сообщение кода из СМС. Если под предлогом оформления выгодных банковских продуктов у Вас пытаются получить эти сведения – Вы разговариваете с мошенниками.
  10. Не переходите по случайным ссылкам и не открывайте на телефоне файлы, присланные Вам на электронную почту или в мессенджер подозрительными/незнакомыми отправителями.