Задайте вопрос кандидату на должность ректора ИГУ

Уважаемые коллеги!

В данном разделе вы можете ознакомиться с вопросами, которые поступили кандидатам на должность ректора ФГБОУ ВО «ИГУ» и ответами доктора физико-математических наук, профессора Александра Валерьевича Аргучинцева и доктора химических наук, профессора Александра Федоровича Шмидта.

Вопрос
Уважаемые кандидаты на должность ректора ИГУ! В программах развития университета Вы единодушно высказали предложение о необходимости введения языковой подготовки профессорско-преподавательского состава с целью повышения конкурентоспособности проводимых научных исследований и публикаций, чтения лекций и т.д. Планируется ли в рамках отмеченного направления создание системы поддержки академической мобильности молодых кадров с целью повышения их профессиональной и лингвистической компетенции, а, как следствие, повышение уровня престижности ИГУ как на территории России, так и за ее пределами?
Колодина Евгения Анатольевна
(Международный институт экономики и лингвистики, доцент кафедры восточных языков)
27.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
30.10.2017
Да, уважаемая Евгения Анатольевна. По этому направлению у нас есть хороший, с моей точки зрения, опыт научно-образовательного центра "Байкал", который можно использовать во всем университете с приоритетной ориентацией на молодежь.
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
28.10.2017
Уважаемая Евгения Анатольевна! Развитие системы поддержки академической мобильности является одной из важнейших задач, без которых университет не сможет конкурировать с ведущими российскими и зарубежными вузами. На мой взгляд, одним из факторов, снижающих конкурентоспособность ИГУ, является низкая узнаваемость университета, что в немалой степени зависит от частоты и содержательности поездок молодежи в российские и зарубежные образовательные центры. Из личного опыта знаю, «вариться в собственном соку» для преподавателя и исследователя недопустимо: профессиональное развитие в замкнутой среде конечно возможно, но значительно менее эффективно. Поэтому обеспечение приоритетной поддержки мобильности именно молодых сотрудников я выделил отдельным пунктом своей программы. В условиях ограниченных финансовых ресурсов университета эта задача крайне не проста. В этих условиях я считаю совершенно необходимым использование и расширение практики научно-исследовательской части и управления международных связей в информационной и организационной поддержке участия аспирантов и молодых сотрудников в конкурсах на получение грантов на поездки и стажировки. Нам удается изыскивать и собственные средства. Например, в этом году уже второй раз в сотрудничестве с Советом молодых ученых проводятся интенсивные курсы английского языка для аспирантов и молодых ученых, финансируемые за счет средств научно-исследовательской части. Надеюсь, что все же будет объявлен и традиционный ежегодный конкурс грантов ИГУ, который также ориентирован на поддержку мобильности. Важнейшей задачей будет обеспечение эффективного участия подразделений ИГУ в международных образовательных консорциумах в рамках Erasmus Plus, деятельности Корейского центра, Института Конфуция.
Вопрос
Изучив ваши программы не где не увидела не слова про такое структурное подразделение ИГУ как филиал в г. Братске. Хотелось бы узнать ваши планы в отношении данного структурного подразделения, в котором имеются студенты и преподаватели. Филиал с большой историей, выпустивших очень многих знаменитых людей спортсменов, политиков и что закрытие, а ведь в свое время он входил в десятку крупных филиалов страны и еще, если закрытие тогда как программа развития регионального образования?
Серова Ирина Геннадьнвна
(Филиал г. Братск, 3 курс)
27.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
30.10.2017
Уважаемая Ирина Геннадьевна, многое будет зависеть от результатов аккредитации филиала. В любом случае "легкие деньги" на подготовке "экономистов/юристов" закончились. Условием продолжения существования филиала может стать его переориентация на программы СПО и педагогические направления подготовки.
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
28.10.2017
Уважаемая Ирина Геннадьевна! Поддержка регионального образования, дело, безусловно, очень важное. Однако позиция Минобрнауки России и сложившаяся ситуация в Братском филиале не позволяют пока уверенно говорить о путях его развития. В Братском филиале в текущем учебном году по очной форме бакалавриата обучается всего 21 человек. Есть проблемы с выполнением обязательных показателей эффективности деятельности вузов, Братский филиал не выполняет пороговых значений. Исполняющий обязанности директора филиала и председатель его ученого совета постоянно работает в Иркутске. В этих условиях сложно быть уверенным в том, что Министерство образования и науки РФ не будет настаивать на закрытии филиала. Вместе с тем, задачей университета я вижу обязательное сохранение и расширение присутствия ИГУ в городе Братске как значимого центра профессионального и дополнительного образования. Разумеется, я приложу все усилия для гарантий получения образования нынешними студентами филиала.
Вопрос
Планируется ли в дальнейшем введение в учебные планы неязыковых специальностей ИГУ обязательное изучение наряду с английским языком основных европейских языков - французского, немецкого, испанского?
Панина Татьяна Геннадьевна
(ИФИЯМ, доцент)
27.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
30.10.2017
Введение иностранных языков в учебные планы неязыковых направлений подготовки вполне возможно и целесообразно в рамках вариативной части учебных планов. Вместе с тем, такое введение требует принципиально нового уровня подготовки соответствующих преподавателей. Нужно будет не просто знание языка "вообще", а понимание основ конкретного направления подготовки, терминов и современной специфики, постоянное знакомство с периодической научной литературой по данной тематике.
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
28.10.2017
Уважаемая Татьяна Геннадьевна! Обязательное включение в учебные планы неязыковых специальностей дополнительных европейских языков достаточно сложно, поскольку объем профильных учебных курсов чрезвычайно велик, а возможности для увеличения учебной нагрузки жестко ограничены. Вместе с тем, я считаю, что разбазаривать потенциала факультета иностранных языков будет огромной ошибкой. На мой взгляд, университет должен сохранять и расширять международное партнерство с европейскими странами через совместные образовательные и научные проекты в рамках программ Erasmus Plus, международные конкурсы грантов и т.д. В своей программе я вижу важнейшим аспектом расширение международной деятельности университета. Как человек, владеющий немецким языком, по своему опыту знаю, что в партнерстве с европейскими странами (особенно для академических обменов, программ двойных дипломов) знание языка принимающей страны наряду с владением английским языком чрезвычайно востребовано. Поэтому я приложу все усилия для того, чтобы преподавание европейских языков для студентов неязыковых специальностей в той или иной форме сохранялось и развивалось в рамках университета.
Вопрос
Уважаемые кандидаты на должность ректора ИГУ, как вы оцениваете систему дополнительного образования в университете на сегодняшний день и каким видите ее развитие в ближайшие 5 лет?
Старикова Лидия Михайловна
(институт дополнительного образования, специалист по учено-методической работе)
26.10.2017
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
28.10.2017
Уважаемая Лидия Михайловна! Система дополнительного образования в нашем университете, на мой взгляд, серьезно недооценивается. Одним из системных решений в этой области стало выведение института дополнительного образования из структуры педагогического института. Идея заключалась в концентрации всех ресурсов внутри одного подразделения. Однако до сих пор институт дополнительного образования, не находясь в структуре педагогического института, продолжает заниматься традиционной для него подготовкой педагогов. Все остальное дополнительное образование “распылено” в университете, в том числе и в педагогическом институте, где возникли новые формы дополнительного образования. Данная ситуация ставит закономерные вопросы о целесообразности принятого решения и требует тщательного анализа. На сегодняшний день, непрерывное образование из лозунга становится реальной потребностью самых разных групп населения: от школьников до пенсионеров. Уже имеющийся в ИГУ спектр дополнительных образовательных услуг показывает интерес горожан и жителей региона к новым формам образования. В то же время, в университете сосредоточены уникальные ресурсы, главный из которых – квалифицированные преподаватели. Все это, на мой взгляд, позволяет поставить и реализовать задачу превращения ИГУ в ведущий центр дополнительного образования в регионе. Для этого потребуется развитие как традиционных, так и новых форм дополнительного образования, включая систему дистанционных и интерактивных курсов. В системе дополнительного образования, на мой взгляд, должна сложиться новая функция – анализ и прогноз потребностей региона в тех или иных направлениях дополнительного образования. Это позволит гибко реагировать на изменения спроса, не отставать от реальных потребностей региона, жить не вчерашним, а завтрашним днем. Если эта задача будет решена, то система дополнительного образования ИГУ станет еще одним важным дополнительным источником финансирования университета, прежде всего, программ его развития.
Вопрос
Уважаемый Александр Федорович! Прежде всего, спасибо, что сочли возможным публично осудить несправедливые действия команды Вашей поддержки из руководства физического факультета и НИИПФ на сегодняшней встрече с нашим коллективом. В связи с чем два вопроса. 1-ый. Понимаете ли Вы, что эти люди, а Вы прекрасно знаете, о ком идет речь, чинимым ими, по сути от Вашего имени, беспределом оказывают Вам на самом деле ну очень медвежью услугу? Ведь, к примеру, их скромное поведение и испуганно озвученная ими интерпретация Положения о выборах сегодня, в присутствии секретаря Ученого Совета ИГУ, прямо противоположны тому, что было на собрании нашего факультета по выдвижению Вашей кандидатуры 27 июня. Аудиозапись их угроз и грубых нарушений Положения о выборах на том собрании вполне могла стать основанием для признания его результатов недействидельными. Поэтому 2-ой. Окажетесь ли Вы, в случае Вашего избрания, связанным обязательствами перед этими людьми в виде предоставления им должностей в ректорате, дополнительных финансовых свобод и т.п., или у Вас хватит мужества равноудалиться как от таких "сторонников", так и от противников Вашего избрания?
Коренблит Сергей Эммануилович
(физический факультет, профессор)
25.10.2017
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
26.10.2017
Уважаемый Сергей Эммануилович! Прежде всего, я выступал и вступаю за честность и прозрачность любых выборов и отношений между людьми. Причем, со стороны всех участников. И в выборах ректора я считаю необходимым обеспечить равные возможности и шансы для обоих кандидатов. Ни одно мое действие не направлено на ограничение деятельности второго кандидата в ректоры. Представляя свою программу, я никак не препятствую возможности обратиться ко второму кандидату за аналогичной информацией. И если такой информации не появляется, то это несправедливо по отношению к не получившим эту информацию людям. Именно это я имел в виду, когда Вы спросили меня, считаю ли я справедливым то, что среди студентов распространяются тезисы только моей программы. Настоящие, не технические выборы, наверное, всегда связаны с некоторой нервозностью, которая может выглядеть как попытки "продавить" нужное решение, что с Вашей точки зрения, выглядит как медвежья услуга. Примерно таким же образом можно оценить и присутствие на собрании коллектива физического факультета ученого секретаря университета, а также сотрудника юридического управления университета, про которого Вы забыли написать в своем вопросе. Уверен, что часть участников собрания тоже интерпретировало это как попытку такого давления. Не являясь штатными сотрудниками факультета и будучи направленными на собрание в порядке выполнения служебного задания, они, фактически, ограничивают свободу выражения мнения Вами и Вашими коллегами. Тем не менее, если коллектив факультета решил, что их присутствие возможно, то значит так и должно быть. Ровно тоже самое я думаю и о собрании 27-июня, в решениях которого не было указано на «беспредел», «угрозы» и другие нарушения со стороны руководства факультета. Отвечая на второй вопрос, отмечу, что главным принципом моей работы является ориентация на интересы университета как целого. В своей программе в качестве основополагающего принципа я выдвигаю возврат к коллегиальности принятия решений о развитии университета. Именно поэтому в случае избрания я приложу все усилия для того, чтобы не допускать фаворитизма в любых его проявлениях, а учитывать различные позиции и мнения. В том числе, разумеется, и тех, кто будет голосовать за второго кандидата, поскольку без разных мнений найти верное решение многочисленных проблем университета невозможно. Я предлагаю значительно повысить прозрачность бюджета университета, чтобы уйти от практики преференций в пользу того или иного подразделения. Все это отражено в моей программе и я твердо намерен ее реализовать.
Вопрос
В наше стремительно обюрокраченное время, полное инноваций и т.п. какие два качестваВы считаете основными для ректора университета? Спасибо
Карнаков Владимир Агафангелович
(физический факультет, доцент)
25.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
26.10.2017
В ответ на Ваш вопрос, уважаемый Владимир Агафангелович, можно написать целую монографию. Хорошо, что Вы ограничились только двумя качествами, а не пятью или десятью. Мой вариант ответа следующий. 1) Профессионализм. Высокий уровень в менеджменте, управлении проектами, отношениях с людьми (рука не пишет «управление персоналом»), делопроизводстве и др. Необходимый уровень знаний федерального и регионального законодательств в соответствующих областях (образование, наука, трудовые отношения, налоговое и земельное законодательства и т.п.), финансах, бухгалтерии, современных информационных системах, достаточно свободный английский язык (как минимум). С моей точки зрения, ректор может не быть выдающимся ученым, но должен понимать основные направления развития науки, специфику работы ученого, современное состояние и тенденции систем поддержки научных исследований. Являясь проректором по научной работе, я сначала сам готовил заявку по любому виду конкурса, в котором мог участвовать (гранты Президента РФ, практически все виды конкурсов РФФИ, ФЦП, TEMPUS и др.). В результате мог организовывать работы по сбору заявок от ИГУ не формально, а понимая специфику соответствующих конкурсов. Список поддержанных проектов того времени с моим участием можно посмотреть на сайте: http://isu.ru/ru/science/results/works.html (2003-2012 гг.). К сожалению, в должности ректора роскоши потратить 1-2 недели на подготовку собственных проектов почти позволить не мог. 2) Умение твердо проводить линию на решение стратегических задач, стоящих перед университетом, несмотря на постоянно меняющиеся внутренние и внешние условия, большую степень неопределенности в информации и т.п. Если ректор начнет просто существовать, обеспечивая текущую жизнедеятельность университета, отчетность и т.п. (а к этому очень легко скатиться, причем незаметно для себя), то такому университету не позавидуешь.
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
26.10.2017
Прежде всего, замечу, что, с моей точки зрения, любых двух качеств все же недостаточно для того, чтобы быть хорошим ректором: к ним могут добавиться другие, но такие, что способны перечеркнуть первые два. Также как и Александр Валерьевич, думаю, что главное качество – это профессионализм. Любой человек, тем более на столь ответственном посту, должен знать свою работу и уметь качественно ее выполнять. С учетом опыта работы не только проректором по научной работе, но и проректором по научной работе и международной деятельности, надеюсь, что смогу соответствовать этому требованию. К тому же, отчасти работа мне уже знакома – за пять лет работы в должности проректора я, во время отсутствия ректора, в общей сложности, не менее 8 месяцев исполнял его обязанности. Также как и Александр Валерьевич, я с опаской смотрю на перспективы моей дальнейшей работы как ученого и преподавателя в случае моего избрания на должность ректора. Но я никогда не брошу научную работу и продолжу ею заниматься совместно с моими учениками. Полагаю, что второе обязательное качество - это умение слушать и слышать людей, уважать их, уметь работать в команде. Еще одно необходимое качество - способность брать на себя ответственность за непростые решения. Можно назвать еще целый ряд человеческих качеств. Но я хотел бы упомянуть то качество, которое выбрано мной в качестве девиза программы, да и всей жизни - быть, а не казаться. Если я принял решение участвовать в выборах ректора - быть настоящим, а не техническим кандидатом. Если за меня проголосует большинство - стать настоящим ректором в интересах родного вуза. Если же меня не изберут - продолжать всерьёз заниматься настоящей наукой и преподавать на родном факультете.
Вопрос
Уважаемые кандидаты на должность ректора ИГУ, в продолжение темы музейного комплекса в здании Белого дома хочу спросить, поддержите ли вы после выборов создание полноценного археолого-этнографического музея в ИГУ с постоянной экспозицией и хранилищем? Для нас - археологов - это крайне острый вопрос, так как коллекции, находящиеся во владении университета, давно пора оформить надлежащим образом. Разумеется, вы можете предложить нам передать все в государственный музей, что гораздо проще и не потребует от ректората никаких усилий. Однако я считаю (и тем самым выражаю мнение всего нашего коллектива), что это нанесет непоправимый урон иркутской археологии и значительно снизит научный потенциал нашего подразделения и университета в целом. Дело в том, что специфика исследовательского процесса в археологии предусматривает постоянную работу с фактическим материалом и потенциал старых коллекций не исчерпывается их первой обработкой - мы возвращаемся к ним снова и снова. В государственных музеях доступ к фондам имеет свою специфику, что не позволяет заниматься полноценной научной работой. Кроме того, материалы, полученные в результате раскопок археологов ИГУ, начиная с 1960-х гг., поистине уникальны и могут соперничать с коллекциями лучших краеведческих музеев в Сибири. Археолого-этнографический музей ИГУ, в случае создания, обречен на успех, вследствие высокого интереса у населения к истории и эволюции человеческих обществ, и такого потенциала, при всем уважении, нет и не будет ни у одного музея ИГУ. Технически этот вопрос решаем (это, в частности, уже обсуждалось с Александром Федоровичем), а в качестве ближайшего примера можно привести успешный опыт наших коллег из ЗабГУ, где музей и фонды юридически были оформлены в прошлом году в соответствии с современным законодательством, а сейчас идет процесс по занесению коллекций в Государственный каталог. Такие музеи давно созданы в ряде национально-исследовательских и опорных ВУЗов Сибири (ТГУ, АлтГУ, КемГУ и др.). Всю черновую работу, разумеется, мы возьмем на себя. Вопрос, готовы ли вы поддержать эту идею и обеспечить музей помещениями для экспозиции и фондового хранения? P.S. Прошу прощения за объемный текст.
Бердников Иван Михайлович
(НИЦ , старший научный сотрудник)
24.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
25.10.2017
Уважаемый Иван Михайлович, достижения в археологии - гордость нашего университета. В прорабатываемом проекте Белого дома археологической экспозиции уделено большое внимание. Надеюсь, она займет там достойное место. Вопрос создания полноценного музея гораздо более сложен. Готов конструктивно работать с нашими археологами, региональной властью и всеми заинтересованными сторонами для его решения.
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
25.10.2017
Уважаемый Иван Михайлович! Безусловно, использование научных наработок университетской школы археологии чрезвычайно важно. Идея создания полноценного музея предложена еще одним из основателей этой научной школы – Г.И. Медведевым. Свою позицию в этом вопросе я прямо обозначил на одной из встреч с представителями НИЦ «Байкальский регион» весной этого года: музей нужен. Дело это сложное и небыстрое, и первым шагом, о котором мы договорись с Екатериной Антольевной Липниной и коллегами, должно стать оформление правового статуса археологической коллекции университета и включение ее в состав государственного музейного фонда. Развитие на основе Белого дома историко-музейного центра ИГУ дает хорошую основу для реализации идеи создания полноценного музея. Особенно в связи с возможностью привлечения значительных туристических потоков, что обсуждалось в одном из вопросов к А.В. Аргучинцеву. Уверен, что после переезда Научной библиотеки проблему с помещениями можно решить. Гарантировать сейчас значительную финансовую поддержку проекта создания полноценной музейной экспозиции за счет собственных средств университета крайне сложно, если реалистично смотреть на ситуацию. Здесь, безусловно, необходимо искать дополнительно грантовую поддержку со стороны Российского географического общества, Фонда Потанина, которые поддерживают музейные проекты. С учетом большого и успешного опыта вашего коллектива по написанию грантовых заявок, получение такой поддержки считаю очень вероятным. Несомненно, озвученная Вами идея заслуживает поддержки и, на мой взгляд, является важным элементом развития университета.
Вопрос
Глубокоуважаемые кандидаты на пост ректора, для университета не только важна фигура лидера, но важен и состав его команды. Ответьте, пожалуйста, на такие вопросы: а) кого Вы пригласите на посты проректоров в случае Вашей победы? б) согласитесь ли Вы работать проректором по приглашению победителя, если так случится, что Вы проиграете выборы?
Язев Сергей Арктурович
(физический факультет, астрономическая обсерватория, профессор ИГУ, директор обсерватории)
23.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
24.10.2017
Спасибо за вопрос, уважаемый Сергей Арктурович! Из ответов второго кандидата мне очень интересно было узнать о ведущихся переговорах с действующими проректорами. Как для математика, важно определиться с понятием проректора. Остаюсь во мнении, что проректор – это квалифицированный специалист, владеющей всей ситуацией в университете, способный в любой момент заменить ректора, не тянущий на себя "финансовое одеяло" по своему направлению деятельности в ущерб другим направлениям и в полной мере разделяющий ответственность за происходящее в университете (http://rectorblog.isu.ru/2015/01/blog-post.html). А теперь по вопросам. а) пункт 1.3 моей программы (стр.1): "Сформирована работоспособная молодая управленческая команда". Она не идеальна, но работоспособна. б) Считаю ответ на два предположения подряд в одном вопросе преждевременным. .
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
24.10.2017
Считаю, что действующие проректоры (А.И.Вокин и А.А.Гагаров) за относительно короткий срок доказали способность эффективно работать в интересах университета. Соответствующие предложения сделаны мною Алексею Иннокентьевичу и Андрею Александровичу, и они согласны продолжить работать. Что касается кандидатуры на должность, которую сейчас занимаю я, то, считаю, что было бы абсолютно неверно и расточительно отказываться от огромного опыта работы Александра Валерьевича Аргучинцева. Мы обсуждали с ним этот вопрос, я попросил его подумать о таком варианте и надеюсь на положительный ответ. По поводу второго вопроса. Если будет избран Александр Валерьевич, то я уже очень давно (задолго до начала процедуры выборов ректора) по целому ряду причин принял решение заняться, если мне будет предоставлена такая возможность, научной и педагогической работой. Оно осталось неизменным и после принятия мною решения об участии в выборах в качестве кандидата на должность ректора. Может показаться, что здесь есть некое противоречие, но это не так. На самом деле, оба решения – уход с должности проректора и участие в выборах ректора – обусловлены одними и теми же причинами. Во-первых, я сторонник идеи ротации руководящих кадров. Проректор и ректор к ним точно относятся. Пять лет, которые я проработал в должности проректора – вполне достаточный срок. Приход другого компетентного человека – это новые идеи, подходы и оригинальные решения старых проблем. К тому же, если знаешь, что работаешь на руководящей должности ограниченный срок - это лучшее лекарство, чтобы не «забронзоветь», не перестать слушать людей, вникать в их проблемы и пытаться их решить, и не внушать самому себе, что эти проблемы незначительны по сравнению с «глобальными» вопросами, которые ты должен решать в первую очередь. Во-вторых, я убежден, что у избранного ректора достаточно возможностей найти в университете достойного кандидата на должность проректора. Свободы выбора здесь значительно больше, чем при выборах ректора, на которые, кроме волеизъявления коллектива университета, влияют многие непредсказуемые факторы. Например, решение аттестационной комиссии министерства может драматически повлиять не только на исход выборов, но и на саму возможность их проведения (в частности, неудовлетворенность списком кандидатов на должность ректора могла привести к фактической отмене выборов и назначению внешнего управления, как это уже произошло в некоторых вузах). Последнее соображение серьезно повлияло на мое решение участвовать в выборах, – безусловно, не в роли технического кандидата, что противоречило бы моим жизненным принципам.
Вопрос
Александр Валерьевич, скажите пожалуйста, когда в Белом Доме ИГУ планируется открытие музея? И будет ли в 2018 году там проводиться капительный ремонт, планирует ли министерство выделять на это деньги, или ремонт университет будет там проводить за свои средства? Если оперативно сделать там ремонт и проводить там платные экскурсии, то университет сможет за счет музея зарабатывать немалые деньги во внебюджетный фонд ИГУ.К примеру каждый день в краеведческий музей приезжает по 4-5 автобусов с иностранными туристами, и если с турфирмами договориться, то они могут направлять туристов и в наш музей. Даже если брать за входной билет всего по 100р, то можно зарабатывать при 5-дневном графике 100р*5авт.*45мест = 22500р ежедневно , или 300 рабочих дней *22500р = 6750000 рублей в год.
Пузанков Юрий Владимирович
(ЦНИТ, инженер)
23.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
23.10.2017
Уважаемый Юрий Владимирович, да, прорабатывается вопрос об использовании Белого дома в более широком смысле как 1) музея, связанного не только с историей ИГУ, но и историей генерал-губернаторства в Восточной Сибири; соответствующие переговоры ведутся с руководством Областного краеведческого музея; 2) информационно-музейного комплекса, ориентированного на молодежь, в первую очередь, школьников; 3) научно-популярного и культурного лектория. Предложения по модернизации Белого дома - одни из основных в пакете предложении по возможному использованию дополнительных средств (в первую очередь мы надеемся на спонсорские) к 100-летию ИГУ.
Вопрос
Сколько лиц в ИГУ имеют почетное звание "Заслуженный деятель науки РФ" и планируется ли в ИГУ делать надбавки к зарплате Заслуженным деятелям науки РФ? С целью удержания высококвалифицированных кадров в ИГУ планируется ли делать надбавки за непрерывный стаж работы в ИГУ?
Сидоров Николай Александрович
(ИМЭИ, Профессор)
22.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
23.10.2017
Уважаемый Николай Александрович! Приношу извинения, что отвечаю после второго кандидата. Весь рабочий день занят вопросами аккредитации. В принципе, согласен с основными ответами А.Ф. Шмидта. В дополнение могу сказать следующее. 1) На факультетах и институтах остается 70% внебюджетных средств. По решениям ученых советов соответствующих подразделений могут назначаться дополнительные выплаты. 2) Я за проработку вопроса о введении должности профессора-консультанта для наших заслуженных преподавателей-ученых, чтобы максимально использовать их опыт в деле передачи знаний молодым преподавателям и аспирантам.
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
23.10.2017
Уважаемый Николай Александрович! Сейчас в университете работают трое обладателей почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации»: Вы - Николай Александрович Сидоров, проф. Антонина Никоновна Смагунова и проф. Федор Карлович Шмидт. До самого последнего дня в ИГУ работал и четвертый заслуженный деятель науки России – Герман Иванович Медведев. Если кратко отвечать на Ваш вопрос, то, безусловно, все устанавливаемые законодательством доплаты и льготы обладателям этого почетного звания в университете будут исполняться в полной мере. Однако, для привлечения и закрепления в университете высококвалифицированных специалистов крайне важным и, как мне кажется, справедливым является выплата стимулирующих надбавок не за сам факт длительной работы («за стаж», пользуясь еще советской формулировкой), а за конкретные ее результаты: публикацию научных статей в высокорейтинговых изданиях, защиты диссертаций учеников, публикации монографий в статусных издательствах, успешное руководство исследованиями студентов и т.д. В НИЧ университета уже есть, на мой взгляд, удачный опыт такого стимулирования. Например, с 2014 года начата практика ежегодных выплат премий за публикации статей в самых авторитетных научных журналах (т.н. журналах первых квартилей). С 2015 года премии за защиты диссертации выплачиваются не только научным руководителям аспирантов, защитившимся в срок, но и руководителям и научным консультантам диссертационных исследований сотрудников ИГУ. Безусловно, эта практика будет сохранена и расширена в рамках вводимой системы эффективного контракта. На мой взгляд, такой подход позволит не только сохранить имеющиеся в университете ведущие научные кадры, но и позволит стимулировать деятельность молодых исследователей и, что особенно важно, закрепить в ИГУ молодых кандидатов и докторов наук, активно работающих и формирующих собственные научные школы и связанные с ними образовательные траектории студентов. Мне представляется, что это – одна из важнейших составляющих для реализации главного конкурентного преимущества нашего университета – качества научных исследований и образования. Другое дело, что можно рассмотреть вопрос о введении дополнительных повышающих коэффициентов в стимулирующих выплатах по эффективным контрактам, привязанных к конечным результатам работы высококвалифицированных специалистов - обладателей почетных званий. И здесь, на мой взгляд, крайне важно то, что я не устаю повторять: работа над усовершенствованием форм эффективных контрактов должна быть поставлена на систематическую и постоянную основу под контролем коллегиальных органов университета, вплоть до конференции трудового коллектива.
Вопрос
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, на какой стадии находится решение вопроса о приватизации земли в пос.Б.Коты, где находятся учебные базы биолого-почвенного и географического факультетов? Будет ли вообще решен этот вопрос? В случае отрицательного исхода, что будет с учебными базами?
Лазарчук Сергей Дмитриевич
(БПФ, Студент)
21.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
22.10.2017
Сергей Дмитриевич, спасибо за вопрос! Действительно, воспользовавшись неоформленностью земли при предыдущем руководстве ИГУ, ряд граждан приватизировало весьма "лакомые" участки земли в п. Большие Коты. До конца текущего календарного года мы должны закончить оформление официальных документов, подтверждающих право оперативного управления ИГУ. Дополнительно сообщаю, что только что получено принципиальное согласие руководства Объединенного института ядерных исследований (г. Дубна) на софинансирование строительства конференц-зала в п . Б. Коты.
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
22.10.2017
Уважаемый Сергей Дмитриевич! Говорить о приватизации университетом земли в поселке Большие Коты было бы неверно. Земельный участок и другое имущество в поселке являются федеральной собственностью и переданы ИГУ в оперативное управление. Приватизация – это перевод того или иного имущества в частную собственность, что в данном случае невозможно. К тому же, это имущество, действительно, используется по своему прямому учебному назначению. Надеюсь, что Вы, как студент биолого-почвенного факультета, согласитесь с этим. Другое дело, что земельный участок был передан университету более 30 лет назад и сейчас требуется уточнение его границ. Процесс этот идет и будет завершен, насколько мне известно, в ближайшие месяцы. Поэтому беспокоиться о судьбе расположенных здесь зданий не стоит. Гораздо больше судьба учебных баз, в том числе и находящихся в поселке Б.Коты, будет зависеть от вложений в их развитие и эффективности использования. Это крайне непростой вопрос, который в последнее время активно и обстоятельно обсуждался Ученым советом, чье мнение в итоге не совпало с предложениями администрации. Здесь возможны разные пути решения, в том числе, более активное использование учебных баз для проведения научно-образовательных, в том числе, международных мероприятий, совместное использование баз несколькими подразделениями. И, как показывает опыт, например, биолого-почвенного факультета, это вполне реалистичный подход.
Вопрос
Планируется ли повышение заработной платы старшим преподавателям? Считаю, что такая низкая заработная плата, как и большая разница (в разы) в заработных платах людей разных должностей при одинаковой нагрузке и обязанностях - это урон престижа вуза в целом.
Курьякова Татьяна Сергеевна
(Педагогический институт, старший преподаватель)
18.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
19.10.2017
В соответствии с "дорожной картой", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2014 г. № 722-р, средняя заработная плата ППС в 2018 г. должна составлять 200% от средней заработной платы по региону. Прогнозное значение средней заработной платы по региону на 2018 г. (письмо Минобрнауки России от 21.08.2017 № ВП-841/02) составляет 36 тыс. руб. Одновременно вузы обязаны перейти на систему эффективных трудовых договоров с преподавателями. Уведомление об изменении условий труда будет проведено в конце октября 2017 г. В ближайшее время опубликуем систему показателей для оценки эффективности труда преподавателей. Заработная плата будет складываться из гарантированной составляющей и индивидуальной надбавки, которая как раз и будет зависеть от результатов конкретного преподавателя. Внедрение и совершенствование этой системы потребует совместных действий многих сотрудников университета. Я сам работал 5 лет старшим преподавателем и понимаю, что в большинстве случаев именно на эту категорию падает серьезнейшая учебная нагрузка, в основном в части практических и лабораторных работ. В первые годы мне пришлось в неделю вести 6 практик по одному курсу и 4 по другому, одновременно заменяя лектора, уезжавшего на месяцы в связи с подготовкой и защитой докторской диссертации. Вводимая система, на мой взгляд, должна привести к адекватной оценке труда ППС. Но, как часто у нас это бывает, большая пропасть лежит между хорошими намерениями и их реализацией. Именно реализация этого плана, на мой взгляд, послужит одним из основных критериев проверки "эффективности" нового ректора.
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
18.10.2017
Повышение заработной платы – важнейший и самый непростой вопрос. Базовая часть заработной платы определяется размерами должностного оклада установленного положением об оплате труда работников ИГУ. Она повышается в соответствие с общероссийскими документами, регламентирующими уровень заработной платы работников сферы образования. Я убежден, что уравниловки в оплате труда преподавателей быть не должно. При формально одинаковых видах и объемах нагрузки, реальная работа может существенно отличаться. Особенно ее качество. Безусловно, очень трудно оценить, и сопоставить дополнительную работу преподавателя: кто-то включен в научные исследования, кто-то занимается со студентами, проводя многочисленные и длительные консультации, не учитываемые в нагрузке. Инструментом для учета таких различий в работе и повышения заработной платы сотрудников может и должен стать эффективный контракт. Переход на него всех НПР регламентирован и неизбежен. Однако, от нас зависит, станет ли он действительно эффективным и главное справедливым инструментом стимулирования и вознаграждения сотрудников. На мой взгляд, он должен сочетать различные виды деятельности преподавателя, которые позволят претендовать на повышение стимулирующих надбавок: не только научная деятельность и публикационная активность, но и дополнительная работа со студентами, руководство НИРС, общественная деятельность. Существует несколько принципиально отличающихся типов эффективных контрактов. Например, в них могут содержатся ограничения на максимальный объем выплат, а могут не содержатся. Я считаю более справедливым тип контракта без ограничений максимальных выплат. Это в том числе позволяет увеличить вознаграждение за труд сотрудников, работающих на относительно низко оплачиваемых должностях (например, преподавателей или младших научных сотрудников). Однако справедливое распределение имеющихся финансовых ресурсов очень сложная проблема. Поэтому крайне важным считаю систематическую работу над усовершенствованием условий эффективного контракта. Эта работа должна проводиться постоянно и под контролем коллегиальных органов управления, включая конференцию трудового коллектива.
Вопрос
Каким образов планируется увеличивать финансирование университета и привлечения новых кадров в ВУЗ? Планируется ли более плотная работа Университета в институтами РАН?
Жевлаков Алексей Сергеевич
(физфак, выпускник физфака)
18.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
19.10.2017
Уважаемый Алексей Сергеевич! Что-то новое (в смысле возможных путей) сказать здесь сложно. Все способы будут задействованы с учетом расширившихся возможностей университета (педагогика, лингвистика). Опыт моих лет ректорства показывает, что плотная работа с Минобрнауки России может привести к значительным дополнительным субсидиям (за неполные пять лет только в рамках дополнительного финансирования дважды получены значительные суммы на закупку учебного оборудования, один раз – на капитальный ремонт, четырежды – на программы развития деятельности студенческих объединений, трижды – на Ботанический сад, один раз – на развитие установки "Тунка", выигран федеральный конкурс на создание Инжинирингового центра). Продолжаются конкурсы мегагрантов, ФЦП и т.п. Далеко не исчерпаны возможности в сфере повышения квалификации, дополнительного образования (здесь, в частности, интересен опыт Байкальского университета во время ректорства М.А. Винокурова), работы со всеми поколениями (включая детей и людей старших возрастов). С другой стороны, уходят в прошлое "легкие" деньги от валового обучения "экономистов-юристов" (судьба многих филиалов это ярко иллюстрирует), предоставления в аренду площадей университета и других подобных "пережитков". Институты РАН (а эта система переживает, к сожалению, не лучшие времена) всегда являлись и продолжают являться стратегическими партнерами ИГУ. Около 50% штата нынешнего ИНЦ СО РАН – наши выпускники. Дальнейшее развитие ИГУ в рамках сотрудничества с нашими академическими институтами – один из важнейших элементов стратегии ИГУ.
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
18.10.2017
Прежде всего, необходимо трезво осознавать, что при всех усилиях университета бюджетное финансирование не будет увеличиваться на столько, чтобы позволить существенно повысить конкурентоспособность ИГУ. Как показал опыт конкурсов на получение статуса опорного вуза 2017 года, получение такого статуса (и, вероятно, и любых других статусов) в нынешних реалиях не приводит к заметному повышению бюджетного финансирования. Поэтому ключевой задачей в этой сфере, на мой взгляд, должна стать диверсификация источников финансирования университета. Основными путями решения этой задачи может быть развитие дополнительного образования и научных услуг на основе имеющихся ресурсов вуза: наличие единственного в регионе комплекса педагогического и лингвистического образования, уникальных научных комплексов мирового уровня, площадок и инфраструктуры исследования озера Байкал, Ботанического сада. Привлечение новых кадров из вне, естественно, возможно только в рамках конкуренции с другими организациями. Новые кадры являются единственным вариантом решения проблемы поколенческого разрыва (последствий 90-х годов), с которым сталкиваются все вузы и научные организации, что крайне обостряет эту конкуренцию. Поэтому получение дополнительных финансовых ресурсов могло бы стать существенным подспорьем для привлечение новых кадров в университет. Неслучайно вузы-участники программы 5-100, значительную часть получаемых ими ресурсов тратят на привлечение новых сотрудников. Относительно работы с институтами РАН. Безусловно, система институтов РАН и шире – научными учреждениями России и зарубежных стран, должна остаться одним из приоритетов развития ИГУ. Здесь, на мой взгляд, нужно существенно дополнять и расширять сложившуюся практику такого взаимодействия. Помимо прекрасной практики создания базовых кафедр, руководства квалификационными работами студентов, которое, кстати в этом году оказалось под угрозой срыва из-за непродуманности нормативной базы, совершенно необходимо включение специалистов ведущих научных центров в сетевые образовательные программы, прежде всего магистерские. Сейчас таких работающих программ, фактически, нет, тогда как они являются хорошим инструментом привлечения ведущих ученых к работе с магистрантами, формируют условия для мобильности молодежи и долгосрочных академических стратегий. Необходимо развитие фандрайзинга для поддержки академической мобильности молодежи, без которой сотрудничество с отдаленными академическими центрами крайне затруднено. Наконец, важнейшим инструментом развития такого взаимодействия должна стать всемерная поддержка создания и развития научных коллабораций для получения прорывных научных результатов. Именно такие объединения сейчас являются точками притяжения для ведущих специалистов, наиболее авторитетных научных организаций, потенциал которых может и должен использовать университет.
Вопрос
Здравствуйте, уважаемые кандидаты на должность ректора ИГУ. Еще один вопрос, планирует ли университет возобновить предоставление своим сотрудникам возможности приобретать или получать квартиры на льготных условиях? Спасибо.
Заграфский Сергей Игоревич
(исторический факультет, ст. лаборант)
18.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
19.10.2017
Действительно, при предыдущем руководстве университета за счет использования федеральных земель, находящихся в оперативном управлении ИГУ, осуществлялось строительство жилых зданий, часть площадей которых на льготных условиях продавалась сотрудникам университета. Некоторые из этих проектов реализованы вполне законно, часть породила серьезные проблемы, решать которые приходится до сегодняшнего дня (например, недострой на ул. Советской, 119А). Данные возможности исчерпаны. Понимаю, что неутешительными (особенно для Вашей категории работников, уважаемый Сергей Игоревич) являются слова об общем повышении заработной платы, льготных кредитах и ипотеке.
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
18.10.2017
Давать невыполнимые популистские обещания, на мой взгляд, недопустимо. В университете на данный момент нет ресурсов, позволяющих возобновить программу поддержки сотрудников в приобретении жилья. До конца этого года все имеющиеся финансовые ресурсы будут направлены на повышение оплаты труда научно-педагогических работников. Безусловно, необходимо приложить максимум усилий для развития сотрудничества с региональными отделениями крупнейших банков для получения льготных ставок кредитования для сотрудников ИГУ. Наличие зарплатных проектов в ВТБ24, Сбербанке дает для таких переговоров хорошую почву. Однако оснований рассчитывать на радикальное решение жилищного вопроса для всех нуждающихся сотрудников в ближайшее время, к сожалению, нет.
Вопрос
Здравствуйте, уважаемые кандидаты на должность ректора ИГУ. Пожалуйста, расскажите, какова судьба и будущее проекта кампуса университета? Спасибо.
Заграфский Сергей Игоревич
(исторический факультет, ст. лаборант)
18.10.2017
Ответ
Отвечает доктор физико-математических наук, профессор Александр Валерьевич Аргучинцев
19.10.2017
Уважаемый Сергей Игоревич! Руководством университета предпринимались и продолжают предприниматься усилия по этому вопросу. 1) Подготовлена концепция кампуса как международного научно-образовательного центра "Байкал" в рамках Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. При этом под кампусом понимается не просто сосредоточение в одном месте учебных корпусов и общежитий, а международный мультидисциплинарный научно-образовательный и туристско-рекреационный комплекс, реализующий конкурентные преимущества региона. 2) По итогам защиты проектов развития имущественных комплексов вузов (правда, при предыдущем составе руководства Минобрнауки России) ИГУ включен в категорию вузов, которым необходим новый кампус. 3) По результатам регионального форума Общероссийского народного фронта, членом регионального штаба которого я являюсь, Губернатору Иркутской области переданы комплексные предложения по развитию образования в регионе. Одним из этих предложений является проект кампуса. Предварительные расчеты показывают, что при условной "продаже" всех корпусов университета (многие из них расположены в самых престижных частях города) и использовании механизмов частно-государственного партнерства строительство кампуса не является особо затратным. Однако понятно, что реализация долгосрочных проектов такого рода – серьезнейшая задача не одного года. Проекты "Единый электронный университет" и "Университет 24/7" является частью моей программы (стр. 27-28, 31). В ближайших планах – превращение возвращенного недавно ИГУ бывшего ночного клуба "Мегаполис" в культурно-спортивный центр университета.
Ответ
Отвечает доктор химических наук, профессор Александр Федорович Шмидт
18.10.2017
Если смотреть на ситуацию реалистично, то говорить о возможности строительства университетского кампуса в ближайшие годы не приходится. Федеральные земли в микрорайоне Университетском из ведения ИГУ изъяты Фондом жилищного строительства РФ. Таким образом, университет сейчас фактически не располагает площадкой для строительства кампуса. В перспективе на основе переговоров с Федеральными и региональными органами государственной власти, муниципальными администрациями возможна разработка и реализация проекта строительства университетского кампуса в пригороде Иркутска. Фундамент такого проекта должен закладываться уже в ближайшие годы через выстраивание конструктивных отношений с властными и муниципальными структурами, поскольку в условиях конфликта решить столь сложный вопрос невозможно. В качестве более реалистичных задач и практических шагов на ближайшие годы, я вижу развитие информационной инфраструктуры, связывающей учебные корпуса университета. Конечно, это не замена полноценного кампуса, но единственное реальное решение территориальной разобщенности университета в нынешних условиях.