/ru/news/2023/details/news-id2023
ЯМР-спектрометр в действии
7 июня 2023

В прошлом году ИГУ приобрел современный научный прибор — настольный ЯМР-спектрометр, позволяющий проводить анализ веществ и мониторинг протекания химических реакций. Метод ЯМР-спектроскопии чрезвычайно важен для химиков-синтетиков, работающих в области органической химии, металлоорганической и координационной химии, химии высокомолекулярных соединений, а также в химической экспертизе.

ЯМР-спектрометр приобретен по программе обновления научного оборудования университета для нужд ученых НИИ нефте- и углехимического синтеза ИГУ. С этого времени химики-синтетики ИГУ имеют возможность проводить анализ веществ и мониторинг протекания химических реакций на своей базе.

Татьяна Сокольникова, старший научный сотрудник НИИ нефте- и углехимического синтеза ИГУ, одна из операторов нового прибора:

«Главное изменение, которое привнес для нас настольный ЯМР — это значительное ускорение многих проводимых работ. В нашем институте активно ведется разработка способов построения и оптимизация условий синтеза различных азолов как перспективных биологически-активных и энергоемких соединений. Такие работы требуют постоянного проведения анализа продуктов синтеза и реакционных смесей методами одномерной и двумерной ЯМР-спектроскопии на ядрах водорода и экспериментов с переносом поляризации с протонов на атомы углерода-13. Наличие ЯМР-спектрометра непосредственно на базе института принципиально меняет ситуацию. Очень удобно, что основные ЯМР эксперименты можно сделать самому буквально сразу после химического эксперимента».

Практически сразу после ввода в эксплуатацию прибора в институте провели обучение сотрудников различных лабораторий для обеспечения возможности выполнения важных рутинных экспериментов непосредственно химиками-синтетиками. Несмотря на некоторые ограничения по разрешающей способности нового оборудования, за прошедшие полгода эксплуатации появились направления исследований, по которым получены результаты, заслуживающие опубликования.

Дмитрий Суслов, директор НИИ нефте- и углехимического синтеза ИГУ:

«Прежде всего, это касается определения микроструктуры полимерных материалов на основе производных ацетилена, состава получаемых сополимеров ряда циклоолефинов, изучения структурных особенностей комплексных соединений палладия, как перспективных катализаторов превращения непредельных соединений, а также скаффолд-ориентированный синтез в дизайне гетероциклических ансамблей. Отрадно отметить, что по полученным результатам уже принята одна публикация в журнал, входящий в первый квартиль наукометрической базы данных Web of Science, подготовлены рукописи еще двух статей.

Интересным и перспективным направлением представляется контроль за содержанием и природой фосфорсодержащих соединений методом 31P ЯМР при разработке новых перспективных катализаторов прямого синтеза пероксида водорода, такие работы сейчас активно проводятся в нашем Институте под руководством проф. Белых Л.Б. Кроме того, в плане прикладного применения совместно с проф. А. В. Рохиным с факультета бизнес-коммуникаций и информатики ИГУ мы начали работу в области экспертной химии по адаптации методик анализа топлив и нефтей для применения на новом оборудовании, но в этом направлении еще предстоит большой объем работ».

Справка

Ядерный магнитный резонанс (ЯМР) является одним из наиболее мощных и универсальных методов исследования структурных особенностей и динамики молекул в химии. В последние годы были разработаны настольные приборы ЯМР, которые позволяют проводить анализы с высокой точностью и разрешением прямо в лаборатории. Настольные ЯМР-спектрометры могут использоваться для анализа различных видов химических соединений, включая органические, неорганические и биологические образцы, имеют меньшие размеры и вес, что позволяет легко перемещать их внутри лаборатории или между различными исследовательскими установками. При этом работают с меньшими магнитными полями, что снижает риск возникновения магнитных помех и обеспечивает безопасность для пользователей и окружающего оборудования.