/ru/news/2020/details/news-id8175
Всё для фронта, всё для победы!
10 мая 2020
hronika_9may

Во время Великой Отечественной войны все силы Сибири, которая находилась в глубоком тылу, — людские, производственные — были брошены на победу. Однако наука здесь не останавливалась. Более того, можно сказать, что именно в этот период, простимулированная потребностями страны, она начала разворачиваться в полную мощь. Накануне 75-летия праздника Победы издание Сибирского отделения Российской Академии наук «Наука в Сибири» опубликовало статью, в которой рассказано об исследованиях, ведущихся в некоторых регионах Сибири в 1941-1945 годы. Материал об Иркутске подготовили старший преподаватель кафедры истории России Иркутского государственного университета, старший научный сотрудник Музея города Иркутска Александр Ануфриев и ведущий специалист по связям с общественностью научно-организационного отдела Иркутского научного центра СО РАН Вера Велякина.

Иркутск

Великую Отечественную войну столица Восточной Сибири встретила с хорошими промышленным, образовательным и научным потенциалами. Наука активно развивалась в высших учебных заведениях. На тот момент в городе уже действовало восемь институтов. Война поменяла исследовательские планы вузов — с сентября 1941 года курс научных направлений был направлен на обеспечение потребностей фронта.

Ученые-геологи Иркутского госуниверситета работали совместно с Восточно-Сибирским геологическим управлением. Проводились экспедиции по поиску редких металлов, золота и слюды. Для изготовления высокопрочных сталей был крайне необходим молибденит. Его залежи нашли в 1941 году, и в течение года участки ввели в эксплуатацию. Университет сотрудничал с Сибирским трестом нерудных ископаемых Народного комиссариата промышленности строительных материалов. Старшим геологом треста был заведующий кафедрой динамической геологии ИГУ и будущий директор Института геологии Восточно-Сибирского филиала АН СССР (ИЗК СО РАН) Николай Александрович Флоренцов. 

Ученые-химики ИГУ изучали жесткость природных вод, это стало важным для железнодорожного транспорта и рыбоводства. Исследования проводили Валентина Александровна Ларина, Анастасия Васильевна Калабина и другие сотрудники Иркутского университета. Было создано несколько небольших заводских установок для добычи первых тонн бензина. Ларина работала над получением сухого спирта, взрывчатых веществ и их производства. В условиях недостатка горюче-смазочных материалов, необходимых фронту, сотрудники химического факультета под ее руководством осваивали процесс получения искусственного жидкого топлива из сапропелей Иркутского бассейна. Калабина и Ларина успешно провели работы по получению горючего для тракторов и нефтяных двигателей и смазочных масел из смолы сосновых деревьев.

Еще до войны выпускник ИГУ Михаил Фёдорович Шостаковский, ставший первым директором Иркутского института химии им. А. Е. Фаворского, разработал для советской военной техники низкозамерзающие присадки для моторных масел. В те годы он работал в Московском институте органической химии и создал ранозаживляющий антисептический бальзам Шостаковского.

Биологи ИГУ изучали растения, чтобы использовать их в качестве лекарственного сырья. Профессор Владислав Николаевич Яснитский доказал, что мох сфагнум может заменить дефицитную вату, и его стали применять вместо перевязочных материалов.

Инновационные достижения науки внедряли сотрудники Иркутского горно-металлургического института (ИРНИТУ): чтобы заменять дефицитные цветные металлы, они разработали биметалл — прочную медь-сталь. Михаил Михайлович Одинцов, будущий директор Института геологии (ИЗК СО РАН) и председатель Президиума Иркутского научного центра, до 1941 года преподавал в ИРНИТУ и педагогическом институте, а во время войны был откомандирован в трест «Сибгеолнеруд». Он занимался поиском и разведкой стратегического сырья. М. М. Одинцов стал одним из создателей иркутской школы геологов, получившей не только всесоюзную, но и международную известность.

Несмотря на сложное для всех военное время, наука и образование не останавливались. Как и во многих других городах, вузы сокращали обучение до 3—4 лет. Александра Васильевна Серкина, секретарь комсомола Иркутского государственного медицинского института (ИГМУ) в военные годы, вспоминала: «В учебное время питались в столовой, где по карточкам каждому выдавали 600 г хлеба и галушки из ржаной муки. Этого, конечно, не хватало, некоторые студенты болели дистрофией, им в профкоме выдавались дополнительные пайки, состоящие, опять же, из галушек и брусничного напитка. В столовой давали настой хвои. Весной специально выделяли студентов для сбора черемши, которая шла потом в рацион питания в студенческой столовой»…

Подробнее на сайте издания СО РАН «Наука в Сибири»

Управление информационной политики ИГУ
Телефон: 521-971