Общая информация

BaikalSchoolORF128 апреля – 5 мая 2012 г.

Иркутский государственный университет совместно с Центром независимых социальных исследований и образования провели Байкальскую школу социальных исследований для студентов-стипендиатов Оксфордского Российского Фонда.

Тема Байкальской школы социальных исследований, предложенная ЦНСИО для студентов-стипендиатов фонда «Социальный факт и его интерпретация в исследовании и научном тексте» дала возможность включить в программу как методологическую рефлексию, так и работу по овладению конкретными методами социальных исследований на конкретном полевом материале.

Когда сегодня мы говорим об исследовательском образовании, речь идет о подготовке новых исследователей для новой реальности, определяемой в социологии с помощью различных формул («текучая модерность», «ускользающий мир» и т.п.), любая из которых подчеркивает изменчивость социальной ситуации и динамику, требующую от ученого разнообразного арсенала исследовательских средств и умения их сочетать. Но, с другой стороны, во многих провинциальных университетах, даже в тех, которые принято называть классическими, резко сузилось пространство исследовательского образования, доминируют процессы «школяризации» высшего образования. Это проявилось и на стадии подачи заявок для участия в Байкальской школе – всего несколько работ свидетельствовали о том, что авторы не только провели самостоятельное исследование, но и выделили свои методологические трудности, сформировали запрос на развитие своей исследовательской культуры. Таким образом, выбор тематики Байкальской школы оказался достаточно точным, предложенная программа была полностью сохранена, однако пришлось внести коррективы в задачи, решаемые как спецкурсах, так и при коллективной экспертизе работ участников (коллективные лаборатории).BaikalSchoolORF2

В программу школы вошли

  • спецкурсы ««Понимающая традиция в социальных и гуманитарных науках: цели, методы, критерии научности» (С.Шмидт, Т.Гребенщикова), «Классика полевых исследований» (С.Шмидт, В.Воронков),
  • лекции «Историческая социология» (М.Рожанский), «Социологическое наблюдение и социологические воображение» (В.Воронков),
  • мастер-классы «Логика полевого исследования» (И.Штейнберг), «Методы анализа нарратива» (Е.Боярских, М.Рожанский)
  • коллективные лаборатории, на которых проходила перспективная экспертиза исследовательских проектов студентов.