Телефонное мошенничество: подменные и замаскированные номера
12 мая 2023

Телефонное мошенничество сегодня — один из самых распространенных видов преступлений, подпадает под действие ст. 159 УК РФ. В Иркутской области количество зарегистрированных преступлений этой категории остается очень высоким, а ущерб, причиненный жителям Иркутской области за 2022 год составил более 1 млрд рублей.

Наиболее распространенной мошеннической схемой на территории региона на сегодняшний день является поступление телефонных звонков, в ходе которых злоумышленники, действующие от имени сотрудников банков, правоохранительных органов, под различными предлогами вынуждают граждан оформить кредит, а полученные денежные средства перевести на «безопасный, резервный, специальный» счет для обеспечения их сохранности. Обращаем внимание, что банки и правоохранительные органы с подобными предложениями не звонят.

Телефонные мошенники активно используются инструменты «социальной инженерии», такие как «подменные номера» и номера, «маскируемые» под российскую систему нумерации.

В первом случае потерпевшему поступает звонок с подмененного номера, полностью совпадающего с номером, к примеру, правоохранительных органов.

Во втором случае звонок поступает с номера, принадлежащего номерной емкости иностранного оператора, который начинается с цифр, сочетание которых максимально схоже с российской системой нумерации:

  • российские номера всегда начинаются с «+7»;
  • на месте второй цифры не должна стоять «6» или «7» (кодовая зона Казахстана);
  • номера, начинающиеся с «+8», относятся к системе нумерации иностранных государств, при этом напоминают ранее использовавшийся в России код «8» (использовался без «+» вначале);
  • префикс «+3952» относится к номерной емкости Италии, при этом схож с телефонным кодом Иркутской области, но без «7» после «+»;
  • префикс «+905» относится к системе нумерации Турции, но без «7» после «+».

В случае подобных звонков необходимо сохранять спокойствие, не продолжать разговор и не отвечать на повторные звонки, не сообщать данные карты, одноразовые СМС-коды. При необходимости перепроверить сведения, самому обратившись в банк или правоохранительные органы.