Аспирантский уровень подготовки

Современные подходы к высшему профессиональному образованию предусматривают необходимость учитывать требования мировой образовательной системы. Вступивший в силу в 2013 году закон «Об образовании в Российской Федерации»» утверждает переход на трёхуровневую систему высшего образования, согласно нормам Болонского процесса, участником которого является Россия. Программа обучения в аспирантуре ориентируется на требования рынка труда, где к кандидату наук предъявляются особые требования, отражающие навыки и компетенции, достигаемые при получении квалификации.

По сравнению с прошлыми требованиями к обязательным образовательным  программам сегодняшние индивидуальные программы работы аспирантов над кандидатской диссертацией дополняются структурированной программой обучения, включающей определенный набор дисциплин и модулей по специальности. Обучение в аспирантуре предполагает очную и заочную формы. После успешного прохождения итоговой государственной аттестации аспиранту присваивается квалификация: «Исследователь. Преподаватель-исследователь»

Подготовка аспирантов выстраивается с учетом базовой, вариативной и научно-исследовательской составляющих и программ практик.

Первый блок – базовый – состоит из двух модулей, по итогам освоения которых сдаются экзамены кандидатского минимума.

Второй блок – блок специализации – представляет собой углубленную подготовку по направленности выбранной аспирантом темы диссертации. Для каждого аспиранта формируется индивидуальная образовательная траектория из курсов по выбору ведущих преподавателей. Аспиранту предоставляется возможность познакомиться с ведущими классическими и развивающимися научными школами именно в вузе его обучения.

Наряду со специализированными курсами важным моментом подготовки по направленности является организация занятий в формате кафедральных научно-исследовательских семинаров. В настоящее время аспирантуры переходят на образовательный стандарт нового поколения, в котором отмечается усиление взаимосвязи между сферами образования, науки и инноваций. С целью повышения исследовательского и аналитического потенциала научно-исследовательская деятельность аспиранта обозначена в процессе обучения как ключевая, её организация направлена на развитие творческой активности будущего специалиста, ученого, преподавателя. Освоение специальности заканчивается прохождением итоговой государственной аттестации, включающей кандидатский экзамен по специальности и защиту научно-исследовательской работы.

Третий блок – вариативный – рассчитан на получение коммуникативных и научно-менеджерских компетенций, освоение преподавательского мастерства. Важным моментом организации программы подготовки аспирантов с целью содействия «внутривузовской» мобильности является «открытость» образовательных модулей, предусматривающая возможность посещения аспирантами занятий других факультетов.

Порядок организации образовательной деятельности в аспирантуре определяет профессиональную практическую подготовку как обязательную дисциплину. На основании прослушивания курса по основам психологии и педагогики высшей школы аспиранты привлекаются к педагогической практике. Вводится оценка результатов прохождения педагогической практики на промежуточной аттестации с выставлением оценок по пяти бальной системе. Обучающиеся, не прошедшие педагогическую практику, либо получившие оценку «неудовлетворительно», считаются имеющими академическую задолженность.

В итоге, все три блока, совместно с педагогической практикой, составляют целостную образовательную программу.

Контроль качества успеваемости аспирантов обеспечивается проведением текущей и промежуточной аттестации. По результатам аттестации аспирантам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и не имеющим оценок «удовлетворительно» и академической задолженности, назначается государственная стипендия.

Лицам, завершившим обучение в аспирантуре и успешно прошедшим итоговую государственную аттестацию, выдается документ (диплом) об образовании и квалификации.

Начальник управления аспирантуры и докторантуры

Киселева Зинаида Леонтьевна