Кафедра педагогики и гуманитарных технологий

История создания

kaf_pedagogiki_smallКафедра педагогики является одной из старейших в Иркутском университете.

В октябре 1921 года после слияния Университета с Иркутским институтом народного образования был создан педагогический факультет, в состав которого вошли общественно-педагогическое, философско-педагогическое и литературно-педагогическое отделения гуманитарного факультета. Так что наш Университет, начиная с первых лет своего существования готовил преподавателей для общеобразовательных школ, средних специальных и высших профессиональных учебных заведений.

К середине 20-х годов на факультете, готовившем преподавателей физики, математики, химии и других предметов для школ и других учебных заведений было много кафедр, в том числе и кафедра педагогики и педологии. В 1943-46 гг. она стала именоваться кафедрой педагогики, логики и психологии, с 1946 до 1970-х гг. называлась кафедрой педагогики, затем - психологии и педагогики, а с 1999 г. - кафедрой педагогики и гуманитарных технологий.

К сожалению, имена преподавателей нашей кафедры первых двух десятилетий не сохранились.

Заведующими кафедрой в последующие годы были:

  • Михаил Васильевич Одинцов (1943-1955);
  • Тамара Сергеевна Большакова (1955-1966);
  • Любовь Тимофеевна Люшина (1967-1972);
  • Вадим Филиппович Бехтерев (1972-1977);
  • Нелли Владимировна Гончарова (1977-1979);
  • Алла Георгиевна Степанченко (1979-1991);
  • Константин Сергеевич Жуков (1991- 2008);
  • Вера Владимировна Монжиевская (2008-наст.вр.)

Педагогическая и научная деятельность

Стержневой линией в научно-исследовательской деятельности кафедры всегда было изучение сложнейших вопросов формирования профессионально-педагогической направленности личности будущих учителей – выпускников классического университета, повышения качества их подготовки.

В 70-80-е г.г. наша кафедра координировала исследовательские работы по актуальным проблемам психологии и педагогики высшей школы на огромной территории Восточной Сибири и Дальнего Востока. По результатам работы было проведено множество Всероссийских, зональных и региональных научно-практических конференций, семинаров. Весомый вклад в разработку этих проблем внесли ректор ИГУ, профессор Н.Ф. Лосев, заведующие кафедрой в 1970-80-х годах профессор В.Ф. Бехтерев, доценты Н.В. Гончарова и А.Г. Степанченко. Эта проблематика является актуальной и важной для нас и сегодня.

В начале 1990-х гг. группой ученых нашего университета (профессора И.Н. Гутник, Н.К. Душутин. В.А. Решетников, доценты К.С.Жуков, И.А. Конопак, З.В. Диянова, Л.А. Саклешина, Т.М. Щеголева, Т.В. Завезенова) был подготовлен уникальный образовательный проект. Его стержнем стала идея интеграции естественно-научных и гуманитарных знаний. Замысел был реализован в создании высшего колледжа физиологии и психологии биолого-почвенного факультета ИГУ, в котором готовили практических психологов и психофизиологов (до этого в российских вузах специальности «психофизиология» не было). Конечным результатом образовательного эксперимента стало открытие в университете факультета психологии и социальной работы, который впоследствии разделился на два самостоятельных факультета - психологии и социальных наук. Сотрудники кафедры были не только разработчиками проекта, но и организаторами его практической реализации.

Преподаватели кафедры педагогики и гуманитарных технологий разрабатывают и внедряют в учебный процесс разнообразные активные формы и методы обучения - лекции-дискуссии, лекции - коллективные исследования, лекции с разбором и анализом конкретных психолого-педагогических ситуаций, деловые игры, воспроизводящие предметный и социальный контекст будущей профессионально-педагогической деятельности, психолого-педагогические тренинги, мини-конференции, круглые столы и др.. Активно используются в преподавании психолого-педагогических дисциплин мультимедийные технологии.

Сотрудники и соискатели кафедры являются разработчиками ряда технологий: технология определения и реализации индивидуальной траектории обучения деловому общению (Монжиевская В.В.), технология подготовки младших школьников к деловому сотрудничеству (Лутошлива Е.С.), технология формирования переговорной культуры (Осипенок О.А.),технология подготовки специалистов к межкультурной коммуникации (Ситникова И.М.), технология развития коммуникативной компетентности педагога в условиях поствузовского образования (Ружников М.С.), технология формирования информационно-коммуникационных компетенций специалистов социально-культурной сферы (Савченко И.В., Коршунова О.В.). Данные технологии получили научное обоснование, прошли опытно-экспериментальную апробацию и успешно используются в адаптированном варианте различными образовательными учреждениями.

За последние годы наши преподаватели защитили четыре кандидатские диссертации по темам: «Формирование профессиональной готовности студентов к педагогическому взаимодействию с семьей учащегося» (доцент О.В. Шостакович), «Подготовка студентов вуза к деловому общению» (доцент В.В. Монжиевская), «Развитие творческого потенциала будущих учителей во внеаудиторной деятельности» (ст. преподаватель М.Ю. Комарова), «Подготовка младших школьников к деловому сотрудничеству» (преподаватель Лутошлива Е.С.).

Работают над завершением докторской диссертации Любовь Александровна Семенова по теме: «История образования в Восточной Сибири (конец 18 - начало 19 вв.)»; Вера Владимировна Монжиевская по теме: «Теория и практика подготовки специалистов к деловому общению в современном вузе».

 Преподаватели кафедры являются научными руководителями секций Восточно-Сибирского Центра проблем педагогической науки и образования:

  • «Проблемы педагогики высшей школы» (доцент Вальковская И.А.),
  • «История и философия образования» (доцент Семенова Л.А.),
  • «Коммуникационные процессы в профессиональной деятельности» (доцент Монжиевская В.В.).

На протяжении всей истории, кафедра успешно сотрудничает с образовательными учреждениями города и области.

Преподаватели кафедры были в составе творческих коллективов, разрабатывавших Комплексные программы (концепции) развития образования Иркутской области, осуществляют научное консультирование, руководство научно-исследовательской деятельностью педагогов и учащихся, оказывают помощь в реализации Концепций развития образовательных учреждений, читают лекции для руководителей органов образования, директоров школ, учителей по проблемам модернизации образования, специфики учебно-воспитательного процесса на современном этапе, управлению качеством образования, деловой коммуникации. При их непосредственном участии проводятся круглые столы для работников муниципальных образовательных учреждений по развитию содержания и механизмов обучения и воспитания, городские научно-практические конференции по психолого- педагогическим проблемам в современном образовательном учреждении.

В последние годы кафедра ведет активную работу по подготовке специалистов по дополнительной квалификации «Преподаватель», «Преподаватель высшей школы», а с 2008 года осуществляет повышение квалификации профессорско-преподавательского состава различных образовательных учреждений Восточно-Сибирского и Дальневосточного регионов.
Высокая квалификация сотрудников кафедры позволяет им быть членами жюри городского конкурса «Учитель года», экспертами региональной конкурсной комиссии по отбору общеобразовательных учреждений Иркутской области в рамках национального проекта «Образование».

Михаил Васильевич Одинцов, доктор богословия, профессор, специалист высочайшей квалификации и культуры, высоконравственная личность, мужественный человек еще в сороковых годах прошлого столетия заложил психологически и педагогически выверенные основы взаимодействия преподавателей кафедры: толерантность, взаимонаучение в совместной деятельности и общении, деловое сотрудничество и взаимосодействие. Эти идеи поддерживались и развивались сотрудниками кафедры на протяжении всей ее истории.

Все преподаватели кафедры – кандидаты наук, из них доценты Жуков К.С., Монжиевская В.В., Семенова Л.А. имеют звание «Заслуженный учитель Российской Федерации»; Вальковская И.А., Комарова М.Ю., Пархоменко Ю.С. являются Почетными работниками высшего профессионального образования.